08.04.2009
Быть иль не быть?
Возможны и саморегулируемые организации (СРО) в Мурманской области? Этим вопросом озаботились мурманские чиновники и Общественная палата. Работать они еще не начали, а проблемы из-за прорех в законодательстве уже возникают.
Фокус надзора смещается
Лицензирование тех видов деятельности, допуски к которым теперь будут выдавать СРО, уходит в прошлое, и этот процесс, говорят предприниматели, необратим. Примечательно, что бизнес (особенно малый и средний) принял эти изменения самостоятельно – на данный момент в России существует уже более 15 тысяч организаций, претендующих на статус СРО, и уже существуют саморегулируемые организации оценщиков и арбитражных управляющих, со дня на день появятся строительные и аудиторские СРО, на очереди - транспорт и технические эксперты.
По определению, основная идея СРО - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимались бы явно избыточные функции и как следствие снижались бы бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещался бы с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. В связи с внедрением института СРО постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.
- Безусловно, именно малый и средний бизнес более всего заинтересован в новых принципах управления отраслями, - пояснили специалисты. - Ведь это и защита от чиновничьего беспредела, коррупции и отсутствие необходимости конкурировать с недобросовестными игроками рынка, которых в условиях саморегулирования просто не останется. Но при этом каждая организация будет нести личную ответственность за качество выполняемых работ – именно с этой целью закон обязывает СРО иметь компенсационный фонд, способный служить финансовой гарантией для потребителя.
Кто и что будет строить?
Несмотря на видимые плюсы новой инициативы законотворцев, в Мурманской области она не может быть осуществлена в полную силу. В строительстве, например, с этого года отменили лицензии, и те, кто решил начать свое дело, попадает в безвыходное положение. Лицензию он получить уже не может, а вступать пока некуда. Да и вообще, по предположениям специалистов, максимум созданных строительных СРО в строительной сфере, в Заполярье может быть не больше двух.
- Закон несовершенен, но работать по нему можно, - говорят мурманские строители, добавляя все же, что доработки необходимы. – Нужно внести поправку в закон об уменьшении количества вступивших в СРО, что приведет к более легкому контролю, и снизит возможность появления фиктивных СРО для недобросовестных фирм.
Также было отмечено, что создание саморегулируемых организаций может привести к ряду других проблем. Так, благодаря этому закону со строительного рынка Мурманской области «пропадут» примерно 13 тысяч строителей. И будут «забыты» удаленные от областного центра города, а значит – заброшены в смысле ремонта и строительства школы, детсады и другие социально значимые объекты.
Война дорог
Остро встает проблема создания СРО в транспортной сфере Заполярья. Так, мурманская автоколонна, власти и частные перевозчики никак не могут между собой договориться. Последние не скрывают, что нелегально выпускают на маршруты свои микроавтобусы и требуют, чтобы городские власти относились к этому лояльно.
- Мы бы очень хотели, чтобы для перевозчиков дали так называемую амнистию, - предложил председатель совета ассоциации Мурманских перевозчиков Станислав Сергеев. - Некоторые перевозчики в течении нескольких лет ездят по одному маршруту, почему бы не заключить с ними договор? Ведь тогда будет с кого спрашивать…
Станислав Сергеев заявил, что вакуум, в который ушли городские власти, породил очень серьезные проблемы у перевозчиков. Все три последних года жители Мурманска наблюдали по СМИ «транспортные войны».
- Есть некоторые моменты этой войны, которые неизвестны широкой общественности, - пояснил Станислав Сергеев. – В наши машины кидали кирпичи, разливали солярку, били водителей…. Это породило так называемый межэтнический конфликт в сфере пассажирских перевозок. Так, например, сейчас на 10 маршруте ездят только армянские машины. В связи с этим, нам пришлось прибегать к крайним противозаконным мерам – перекрытию движения в Южной части города. Напомним, только «Электротранспорт» понес от этой акции убытки около 70 тысяч рублей.
На море все спокойно
Автоколонна тоже не довольна, и в свою очередь обвиняет перевозчиков в том, что они мало того, что нарушают всю транспортную систему города, разработанную и утвержденную в конце 2005 года, так еще и наносят урон городскому и областному бюджету, размер которого исчисляется в десятках миллионов рублей.
- Что бы нам говорили, но создание подобных организаций – это коллективное дело, которого нам сейчас очень не хватает, - заявил начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Мурманска Алексей Лыженков. - Нам не получается вести совместную работу по наведению порядка в общественном транспорте.
На сегодняшний день точка в споре не поставлена, и конфликт продолжает тлеть… Как пояснил председатель комитета региональной Общественной палаты Александр Лебедев, в мае-июне этого года в Мурманске будут проведены общественные слушания на эту тему.
А вот создание СРО в рыбной отрасли напротив никаких затруднений не вызывает. На сегодняшний день уже существуют союзы и ассоциации, которые выполняют те же функции, которые возлагаются на СРО. Например, распределение квот.
Юлия ГРЕБЕЛКИНА