21.04.2009
Уравнение со многими неизвестными
На минувшей неделе в ЦДА прошла ежегодная, XVII конференция Союза московских архитекторов. Главной темой мероприятия стала профессиональная деятельность в условиях саморегулирования.
Выступая с докладом, президент Союза московских архитекторов (СМА) Виктор Логвинов отметил, что «благородные цели по созданию правовых основ саморегулирования в области архитектурно-строительного проектирования нашли свое отражение в юридической базе лишь частично». Причина в том, что законы по саморегулированию имеют серьезные разночтения. К тому же российская система СРО значительно отличается от существующих в мире принципов управления профессиональной деятельностью.
Причиной такого положения стало чрезмерное увлечение рыночными механизмами и их некорректный перенос в систему регулятивных (направляющих, вносящих порядок. - М.П.) отношений.
ПРОВОЗГЛАШЕННАЯ СРО свобода применения механизмов саморегулирования на практике часто превращается в административное давление местных властей и ничем неконтролируемые требования федеральных, подчеркнул В. Логвинов. Способствует этому и отставание в разработке нормативных актов. Но все же главным недостатком законодательной базы, по мнению главы Союза архитекторов столицы, является отсутствие регулирования или саморегулирования профессиональной деятельности физических лиц - архитекторов и инженеров.
Чтобы хоть как-то смягчить возможные негативные последствия, В. Логвинов призвал к созданию эффективной системы квалификационной аттестации архитекторов, которую нужно вменить в обязанность саморегулируемой организации. Он также заявил о необходимости выработки правил предпринимательской деятельности, которые смогли бы предотвратить заложенную в законе опасность полного уничтожения малых частных архитектурных мастерских и мастерских молодых архитекторов.
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов Дмитрий Александров отметил, что в столице в январе были выданы свидетельства о регистрации первых двух СРО. В настоящее время в Ростехнадзоре (РТН) находятся документы 17 некоммерческих партнерств, 5 из которых занимаются проектной работой.
Архитектор подчеркнул, что «вытекающая из законодательства по саморегулированию уведомительная форма внесения сведений в реестр СРО на деле превратилась в ее полную противоположность, став ничем не регламентируемыми требованиями на уровне регистрирующих органов.
Большинство некоммерческих партнерств уже в текущем году получили по 5-7 отказов в регистрации, часто противоречивых и необоснованных. При этом Ростехнадзор полностью закрыт для каких-либо консультаций. Попытки Союза архитекторов России наладить с чиновниками рабочие отношения ни к чему не привели.
РТН считает необходимым разрабатывать требования на каждый вид деятельности. По мнению Д.Александрова, подобное решение сделает невозможным предоставление мастерской на 5-10 человек свидетельства на выполнение основных видов проектных работ в составе архитектурно-строительной части и потребует увеличения ее сотрудников до 30 человек. А значительное сокращение числа рабочих мест в проектных мастерских в условиях кризиса может обернуться катастрофой.
«Перечень Минрегиона, состоящий из 12 видов проектных работ, вопреки Градостроительному кодексу не содержит разделения на уровни ответственности. Внесенный в августе 2008-го проект закона о техническом регламенте («Безопасность зданий и сооружений») до сих пор не принят. Типологическая классификация работ в виде лицензий, теряющая силу с января 2010 года, так ничем и не заменена. Может ли архитектор, запроектировавший два коттеджа и одну квартиру, проектировать аэропорт или станцию метрополитена? По умолчанию - да, по здравому смыслу - нет. Но если СРО ему мотивированно откажет выдать допуск на уникальный объект, он может судиться и выиграть дело. Поэтому совершенно неясно, как выдавать разрешения начинающим специалистам на право персональной практики», - поделился проблемами Д.Александров.
№ 41 за 21.04.2009
Виктор Дмитриев