21.10.2010
Первые 11 обновленных СНиПов вынесены на суд проектного сообщества
В рамках IV Международного форума архитектуры, строительства, реконструкции городов, строительных технологий и материалов "Строительство городов. CityBuild-2010", проходящего с 18 октября по 21 октября 2010 г. на территории Всероссийского выставочного центра прошел круглый стол известной СРО.
Национальное объединение проектировщиков (НОП) при активной поддержке Российского Союза Строителей (РСС) провело «Круглый стол» на тему: «Состояние и перспективы Национального объединения проектировщиков». Участие в мероприятии приняли представители РСС, проектных и строительных саморегулируемых организаций (СРО), Совета НОП и Аппарата НОП.
Модератором «Круглого стола» НОП выступил член Совета НОП и вице-президент РСС Анвар Шамузафаров, который рассказал присутствующим, в частности, о действиях, осуществляемых НОП в сфере техрегулирования, а также в совершенствовании системы ценообразования в строительной индустрии.
Особый акцент в своем выступлении А.Шамузафаров сделал на практической актуализации СНиПов, организация и софинансирование которой осуществляется, в частности, НОП совместно с Минрегионом. При этом он особо заметил: «Сейчас идут дебаты на предмет того, а нужно ли профессиональному сообществу участвовать в софинансировании совершенствования нормативной базы. Говорят, например, что государство должно само этот процесс финансировать, а мы - только контролировать. А если государство будет запаздывать с финансированием актуализации СНиПов, нам, что, «ждать у моря погоды»? Нет, актуализация нормативно-технической базы – это, прежде всего, дело самого проектного сообщества. Ведь известно, что спасение «утопающих» – дело рук самих «утопающих». Поэтому уверен, что тему техрегулирования нужно как можно быстрее выводить из плоскости политической в плоскость практических дел. И кое-что реальное нам в этом плане уже удалось сделать. Так, из 25 СНиПов, запланированных Минрегионом к актуализации в этом году, 11 «своих» СНиПов НОП уже отработал и выносит их на суд общественности, разместив на своем сайте проекты актуализируемых строительных норм и правил. Таким образом, мы даем возможность всем, кого эта тема интересует, высказаться – дать свои предложения и замечания». Говоря о гармонизации отечественных СНиПов с европейскими стандартами техрегулирования, член Совета НОП и вице-президент РСС особо упомянул о принципиальных отличиях в подходах к техническому нормированию и проектированию на основе Еврокодов и СНиПов, а также о рисках, связанных с несистемным внедрением Еврокодов в России. «Улучшая наши нормативы, в т.ч. и за счет использования мирового опыта в сфере техрегулирования, нельзя забывать о специфике условий для строительства в нашей стране», - пояснил А. Шамузафаров.
Заместитель руководителя Аппарата НОП по работе комитета по страхованию и финансовым рискам Ольга Айрапетова проинформировала собравшихся о деталях проделанной ее Комитетом работы при подготовке поправок в Градостроительный кодекс в части страхования. В этом контексте она заявила следующее: «Сегодня идёт дискуссия, к которой НОП хочет привлечь все заинтересованные стороны, о минимальной страховой сумме, выбираемой генпроектировщиком при использовании страховой льготы при необходимости увеличить взнос в компенсационный фонд в зависимости от стоимости планируемых работ по одному договору». В заключение О.Айрапетова сообщила о том, что «в настоящее время Всероссийским союзом страховщиков разрабатываются Правила страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». «В первом чтении данный документ проходит согласование с Национальным объединением проектировщиков. О процедуре утверждения этих Правил в Федеральной службе страхового надзора (ФССН) сообщим дополнительно», - завершила свое выступление заместитель руководителя Аппарата НОП по работе комитета по страхованию и финансовым рискам. Подытожило работу «Круглого стола» НОП выступление руководителя Аппарата НОП Александра Першина, который подробно рассказал собравшимся о наиболее актуальных сегодня аспектах деятельности НОП. В частности, о подготовленном Минрегионом и направленном на согласование в НОП проекте Федерального закона по ГИПам и ГАПам, нацеленного на то, чтобы «обеспечить в итоге персональную ответственность ключевых участников проектного процесса - главных инженеров и главных архитекторов проектов».
«Ведь пока ответственность несут юрлица, но решения то принимаются конкретным людьми», - пояснил А.Першин. Он также добавил, что упомянутый законопроект размещен сейчас на сайте НОП - для того, чтобы все заинтересованные смогли поучаствовать в его обсуждении и дать свои замечания и предложения. Рассказывая о работе специалистов НОП над законопроектом о негосударственной экспертизе, руководитель Аппарата НОП заявил, что обеспечение ответственности в этом случае как и в ситуации с ГИПами и ГАПами вероятнее всего следует реализовывать через механизм страхования: «Когда ответственность измеряется деньгами, то все выстраивается просто и понятно. А базироваться финансовая ответственность должна, главным образом, на нормально прописанные правила, нормативы и грамотно зарегламентированный рынок страховых услуг».
В отношении деятельности НОП в сфере техрегулирования А.Першин полностью поддержал позицию А.Шамузафарова: «Без современной нормативно-технической базы нельзя работать нормально, прежде всего, нам – проектировщикам. И дожидаясь, когда государство само решит все проблемы с финансированием актуализации СНиПов и ГОСТов, мы сильно рискуем попасть в ситуацию человека, похороненного под плитой с надписью: «Покоящийся здесь слишком долго ждал, что кто-то бросит ему спасательный круг».
Упомянул в своем выступлении А.Першин и скандально известный 94-ФЗ: «К сожалению, проектировщики в отношении изменения к лучшему этого закона все еще недостаточно активны. А ведь только при активном подключении к процессу его корректировки именно самих проектировщиков мы сможем рассчитывать на то, что будет исключена сама возможность допуска к участию в тендерах некомпетентных и ориентированных абсолютно не на достижение целей безопасности строительства организаций». Поскольку требования к составу проектной документации являются одним из основных факторов, оказывающих сегодня серьезнейшее влияние на деятельность проектных организаций, А.Першин не мог не остановиться и на вопросе о необходимости корректировки Постановления N 87 Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». «Для того, чтобы серьезно уменьшить возможность злоупотреблений по отношению к проектировщикам со стороны недобросовестных чиновников, нам необходимо исключить из текста этого документа все неопределенности, допускающие различные толкования, например, в отношении используемого здесь пока термина «иная документация», - пояснил, в частности, руководитель Аппарата НОП. Он также добавил, что в настоящее время НОП активно собирает мнения проектных СРО о содержании Постановления № 87, с тем, чтобы затем, опираясь на обобщенное экспертное мнение профессионального сообщества, выйти в Правительство РФ с предложением о существенной корректировке этого важного для проектировщиков документа.
Затем А.Першин затронул тему разработанного Союзом Архитекторов России (САР) проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», который Национальное объединение проектировщиков по поручению Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям разместило на своем сайте с целью получения в качестве обратной связи предложений и замечаний.
Ключевым положением законопроекта является то, что в соответствии с ним возможность заниматься архитектурной деятельностью будут иметь только аттестованные архитекторы. А вот получать аттестацию они смогут только в некой организации, описание параметров которой дает понимание того, что речь идет именно о САР.
По мнению большинства экспертов, уже прореагировавших на этот документ, упомянутый законопроект, во-первых, вступает в прямое противоречие с уже действующим законодательством (315-ФЗ, 148-ФЗ, 240-ФЗ). Так, например, сегодня по закону аттестацию своих членов после повышения квалификации проводят именно сами СРО. Во-вторых, законопроект, в случае его реализации, «заставит архитекторов заплатить фактически трижды: помимо платы за членство в СРО, еще и за членство и аттестацию в Союзе Архитекторов России».
«В условиях финансового кризиса, когда большинство проектировщиков испытывает трудности с заказами, мы не можем допустить подобного ничем неоправданного увеличения финансового бремени на них. Наоборот, мы поддерживаем мнения некоторых СРО, что сегодня в условиях значительного увеличения числа членов НОП можно было бы пойти и на уменьшение размера отчислений СРО на содержание НОП. И вообще, сегодня хотелось бы уйти от коммерциализации процессов саморегулирования. Для этого у нас есть хорошие основания, ведь НОП – организация общественная, объединяющая через систему проектных СРО более 2 млн. проектировщиков. И наша задача – постараться вовлечь в активный процесс защиты интересов профессии как можно большее число высококлассных специалистов из этой проектной армии», - завершил свое выступление руководитель Аппарата НОП.