09.03.2011
Экспертное экономическое сообщество поддержало концепцию отказа от электронных торгов
4 марта 2010 года в ГУВШЭ состоялось экспертное обсуждение вопроса о концепции создании федеральной контрактной системы. Данное экспертное обсуждение является одним из этапов работы по выработке экономической стратегии «Россия – 2020». Модератором встречи выступил первый проректор ГУВШЭ Александр Шамрин.
В мероприятии приняли участие представители Комитета Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям, Минрегиона России, Министерства финансов, Министерства экономического развития, ФАС России, Национального объединения строителей, а также ведущие российские эксперты в области законодательства о госзакупках .
Представленная концепция основывается на сегментации рынков государственного заказа на две части:
стандартные товары – госзаказы размещаются на электронных аукционах;
товары, работы, услуги, качество которых можно проверить только в процессе потребления – госзаказы размещаются на конкурсах. В рамках конкурсов должны быть предусмотрены обязательные условия допуска, а также возможность установления специальных квалификационных и репутационных условий.
В концепции рассматривается также проблема демпинга.
Красной нитью через концепцию проходят принципы приоритета обеспечения качества услуги перед экономией бюджетных средств и презумпции добросовестности государственного заказчика. Интересной является идея типологизации государственных контрактов и создания реестра типовых государственных контрактов.
В целом представленная концепция подразумевает подготовку совокупности норм и правил, обеспечивающих единый технологический цикл организации закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Основными обязательными этапами закупочного цикла должны стать: прогнозирование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд; формирование государственными и муниципальными заказчиками планов обеспечения государственных (муниципальных) нужд; размещение заказов на закупку товаров, работ, услуг; исполнение и мониторинг контрактов, приемка и анализ контрактных результатов в интересах планирования будущих закупок.
Представленная концепция поддержана всеми участниками экспертного обсуждения, кроме ФАС России. Это демонстрирует, что ФАС России осталась в гордом одиночестве, доказывая правильность действующего в настоящее время механизма электронных госзакупок.