24.08.2018
Государство уходит со стройки
Количество заказов от него сокращается.
Объем закупок в сфере строительства со стороны госкомпаний в первом полугодии 2018 года упал более чем на 30%, что суммарно снизило рынок госзаказа в этом секторе на 16%, до 1,83 трлн руб. Самим подрядчикам становится все менее выгодно работать с государством из-за ужесточающихся к ним требований и продолжающегося падения средней стоимости контракта.
По итогам первого полугодия 2018 года объем госконтрактов в России в сфере строительства достиг 1,83 трлн руб., что на 16% ниже показателя аналогичного периода прошлого года. Такие данные приводят аналитики Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК). Хотя число заключенных контрактов выросло на 6%, до 67,2 тыс., их средняя стоимость сократилась сразу на 20%, до 34 млн руб. Такую статистику гендиректор РАСК Николай Алексеенко объясняет в основном коррекцией показателей 2017 года. Тогда в первом полугодии денежный объем госконтрактов вырос на 15%, а их число, напротив, упало на 48%. «Начиная с 2017 года существует тенденция объединения нескольких лотов в один: например, изыскания, проектирование и строительство все чаще становятся одной закупкой», — говорит он.
Из расчетов РАСК следует, что нынешняя негативная динамика вызвана в первую очередь снижением активности госкомпаний.
Объем контрактов, заключенных в рамках 223-ФЗ, по итогам полугодия сократился к тому же периоду прошлого года на 32%, до 0,94 трлн руб., а их общее число — на 17%, до 29,9 тыс. Стоимость одного контракта в этом случае сократилась на 18%, до 38,1 млн руб.
«Возможно, госкомпании корректируют свои инвестпрограммы в соответствии с новыми майскими указами», — предполагает господин Алексеенко. Руководитель группы «ИнКонТех» Сергей Дашков думает, что еще одной причиной могла стать корректировка законодательства: снижение объемов закупок по 223-ФЗ сейчас наблюдается во многих областях. «С 1 января у компаний появилась возможность выводить из-под действия закона внутрихолдинговые закупки, то есть контракты, заключаемые между головной и дочерней структурами», — отмечает он.
Прямые инвестиции со стороны государства, напротив, показывают рост. По оценкам РАСК, объем госконтрактов в рамках 44-ФЗ в первом полугодии вырос на 12%, до 0,89 трлн руб., их число увеличилось на 26%, до 33,7 тыс. Средняя стоимость соглашения при этом сократилась на 11%, до 20,9 млн руб.
В ближайшем будущем объем прямых госвложений в строительство, вероятно, будет только расти. В понедельник глава Минэкономики Максим Орешкин направил премьеру Дмитрию Медведеву проект плана по развитию магистральной инфраструктуры, разработанный в соответствии с майскими указами Владимира Путина. По нему в ближайшие шесть лет могут быть созданы 690 объектов, суммарная стоимость возведения которых достигнет 6,8 трлн руб. Основная часть плана — строительство транспортной инфраструктуры, на которую придется 6,5 трлн руб. Из этой суммы 3 трлн руб. может быть выделено из федерального бюджета.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский предполагает, что текущий рост объема госконтрактов, заключенных по 44-ФЗ, может объясняться переходом в 2017 году под действие закона государственных и муниципальных предприятий. «Участники рынка все меньше хотят участвовать в процедурах по 223-ФЗ, который за время своего существования много критиковался. К закупкам в рамках 44-ФЗ возникает меньше дополнительных вопросов со стороны Федеральной антимонопольной службы», — добавляет он.
Доля госконтрактов, заключенных в рамках 223-ФЗ, на строительном рынке снижается уже давно. Как видно из данных РАСК, в 2016 году на них пришлось 73% от всего госзаказа, в 2017 году — уже 62,8%.
Аналитики агентства прогнозируют, что суммарный объем госконтрактов в сфере строительства по итогам всего 2018 года окажется на уровне 2017 года — 5,3-5,4 трлн руб. Николай Алексеенко объясняет это возможным замедлением негативной динамики во втором полугодии. В этот период, по его подсчетам, заключается 70–75% от общегодового объема соглашений в рамках 223-ФЗ и 60–62% по 44-ФЗ. В 2019 году рынок госзаказа продолжит сокращаться, ждет господин Жарский. По его мнению, самим подрядчикам все менее интересно работать на нем: «Аукционы вынуждают предлагать низкие цены, и компаниям, по сути, нет особой выгоды работать в этих рамках, а с ужесточением требований к участникам и заключаемым контрактам роста доходности объективно не может произойти».