24.02.2012
«Южный поток» с максимальной мощностью
Проблемы с поставками российского газа в Европу в февральские морозы заставили президента Дмитрия Медведева поручить «Газпрому» строить «Южный поток» с максимальной пропускной способностью
«Вместо шума, который был о том, что это наше богатство, мы получим металлолом. Я не хочу, чтобы наша газотранспортная система (ГТС) была на обочине, отброшена и никому не была нужна», — предупреждал в декабре президент Украины Виктор Янукович. Он опасался не напрасно. «После реализации проектов — „Южный поток“ с максимальной производительностью, „Северный поток“ с дополнительными нитками <...> транзитное значение Украины для экспорта российского газа будет равно нулю», — заявил в среду представитель российского концерна Сергей Куприянов.
Медведев в среду поручил «Газпрому» подготовить окончательную проектную документацию и начать строительство «Южного потока», исходя из максимальной пропускной способности — 63 млрд куб. м. Разработка сводного ТЭО проекта, включающего морскую часть газопровода и участки, которые будут проходить через страны Юго-Восточной и Центральной Европы, завершена, сообщил предправления «Газпрома» Алексей Миллер, пообещав начать строительство «Южного потока» в декабре. Окончательное инвестиционное решение по «Южному потоку» «Газпром» примет в ноябре, уточнил представитель концерна.
До сих пор «Газпром» привязывал решения для «Южного потока» к переговорам с Украиной об использовании ГТС. В зависимости от их исхода мощность газопровода могла быть снижена, срок его строительства отложен или он мог быть вовсе отменен, рассказывал источник, близкий к «Газпрому».
Ориентироваться на максимальный объем прокачки заставила ситуация, возникшая с поставками газа в Европу в начале февраля, объяснил Медведев. В пик аномальных морозов, когда замерз Дунай и каналы Венеции, девять европейских стран недосчитались российского газа, сообщала Еврокомиссия. Снижение поставок доходило до 30%. Но «Газпром» уверял: поставки идут в соответствии с контрактами.
Европа недополучала газ из-за Украины. «Они брали газа столько, сколько они считали нужным, при этом они брали газ, который был предназначен европейским потребителям, и об этом наши украинские партнеры знали», — пожаловался президенту Миллер, добавив: и это при том, что Украина не запрашивала у концерна дополнительные объемы газа — напротив, просила о снижении поставок с 52 млрд до 27 млрд куб. м в год. Снижение поставок в Европу нанесло, по его словам, «финансовый и репутационный ущерб «Газпрому». Президент поручил «разобраться» с этими случаями «в рамках корпоративных процедур и гражданско-правовых соглашений».
Сокращение транзита через Украину до нуля за счет новых газопроводов, несомненно, снизит риски «Газпрома» при поставках в Европу, соглашается аналитик UBS Константин Черепанов, но вот экономическая целесообразность такого решения — момент спорный. Ведь новые маршруты станут заменой традиционному, а не дополнением, соответственно, о значительном росте выручки говорить не приходится, при том что инвестиции вырастут, объясняет аналитик. Строительство «Южного потока» (с учетом расширения российской системы) оценивалось примерно в $30 млрд.