04.04.2012
Art-подготовка
В соседних с регионами СЗФО странах Европы понятие «заброшенная промышленная площадка» постепенно утрачивает свою актуальность. Невостребованные заводы и промзоны реконструируются либо в современные производственные центры, либо, что все чаще происходит в последнее время, в культурные зоны и центры современного искусства.
Для нашей страны такая трансформация пока в новинку. Хотя на территории субъектов Северо-Западного федерального округа находятся десятки невостребованных промышленных площадок, доставшихся регионам в наследство от Советского Союза. Корреспондент «РГ» выяснил, насколько реально превратить заброшенную промышленную территорию в культурную зону и можно ли зарабатывать на этом деньги.
В Калининграде промышленные зоны занимают территорию в 16 квадратных километров при общей площади города в 216 «квадратов». При этом крупных производств в столице Калининградской области немного, ряд невостребованных промплощадок пустуют в самом центре города. Инвесторов, желающих построить новый жилой дом, торговый или бизнес-центр, как правило, такие земельные участки не интересуют. Слишком много денежных и временных затрат сулит снос или реконструкция старого здания с документальным оформлением изменения назначения объекта недвижимости. Поэтому сейчас территории, которые потеряли свое предыдущее функциональное назначение и не успели приобрести нового, вызывают интерес разве что у диггеров — исследователей подземелий и заброшенных зданий.
На чужих ошибках
Как показывает опыт европейских государств, площадка, непривлекательная с точки зрения реализации коммерческих проектов, может быть интересна организаторам арт-пространств. Яркий пример — культурная фабрика «Корьямо» в Хельсинки, которая появилась на месте нескольких бывших производственных помещений. Сейчас здесь происходят как культурные, так и бизнес-мероприятия: выставки, музыкальные концерты, театральные постановки, ярмарки, конференции, работают музеи и кафе.
На днях в Калининграде прошел семинар, посвященный переобустройству промышленных зон в культурные, в котором участвовал директор «Корьямо» Микко Ляхдеойа. По словам финского эксперта, в прошлом году культурную фабрику в Хельсинки посетили более 130 тысяч человек (почти треть от общего потока туристов, прибывающих в Калининградскую область), а оборот «Корьямо» составил 3,5 миллиона евро.
Еще один пример — Рурская область Германии, центральный город которой, Эссен, страны Евросоюза признали культурной столицей Европы 2010 года. До 1960 года этот немецкий регион был исключительно промышленным, основу экономики Рурской области составляли угольные шахты.
Потом страна перешла на нефть, шахты закрыли, и десятки тысяч человек остались без работы. С помощью государственно-частного партнерства индустриальный регион решили перепрофилировать в туристско-культурный центр. На базе сталеплавильных фабрик и угольных портов появились выставочные и конгресс-центры, бассейны, многочисленные музеи и турбазы.
С одной стороны, трансформация европейских промышленных зон в популярные культурные центры была бы невозможна без активного участия муниципальных, региональных и федеральных властей.
За содержание и аренду зданий хельсинкской культурной фабрики платит муниципалитет, позволяя инвесторам заниматься только содержательным наполнением «Корьямо». Однако даже при наличии таких льгот финская культурная компания, основанная в 2004 году, только недавно вышла на самоокупаемость.
В реструктуризацию Рурской области немецкие власти вложили огромные деньги — больше триллиона долларов. Для сравнения, расходы на программу «Развитие Калининградской области как туристического центра на
Вынужденная любовь
С другой стороны, Калининграду и не требуется состязаться с Эссеном в туристической привлекательности городских территорий. Рурская область стала культурно-ориентированным регионом вынужденно: властям необходимо было создать тысячи новых рабочих мест для бывших работников угледобывающих предприятий и заводов. Уровень безработицы в Калининградской области выше средних показателей по СЗФО (9,5 процента трудоспособного населения эксклава), однако целью потенциальных проектов трансформации калининградских промышленных зон будет являться, скорее всего, не трудоустройство неработающих граждан, а развитие городских территорий и увеличение туристической привлекательности региона.
Так или иначе, в регионах СЗФО уже функционирует ряд культурных центров, расположенных на территории бывших промышленных зон. Наиболее успешный пример — лофт-проект «Этажи» в Санкт-Петербурге, который занимает пять этажей промышленного здания. Лофт, кстати, это иностранный термин, обозначающий любое промышленное пространство, изменившее свою основную функцию. Первые лофты появились в Нью-Йорке. Художники, которые там селились, устраивали в лофтах предпоказы своих работ для родственников, друзей и коллег.
— Мы выбрали для реализации нашего проекта здание бывшего Смольнинского хлебозавода, типовой объект 1937 года постройки, — рассказывает «Российской газете» директор и создатель лофт-проекта в Петербурге Мария Ромашева. — Оно привлекло отличным расположением — в самом центре города с близостью станций метро. Помещение досталось нам после пожара по более чем умеренной арендной ставке. Однако объем инвестиций был значительным, даже с учетом отсутствия необходимости проводить капитальные работы. Сейчас здесь проходят культурные мероприятия, есть кафе, креативное студенческое общежитие, книжный магазин и многое другое.
По словам Марии Ромашевой, коммерческие элементы давно окупили себя и приносят прибыль, оказывая спонсорскую помощь культурной части проекта. Кроме того, присутствие «Этажей» положительно повлияло на район в целом: изменился контингент жителей, выросли ставки коммерческой аренды в близлежащих бизнес-центрах. «Для развития крупных объектов бывшего промышленного назначения необходим комплексный подход, — продолжает директор и создатель лофт-проекта. — На первый взгляд инвесторов могут напугать высокие сроки окупаемости, однако, рассматривая проект в перспективе и с учетом всех стратегических преимуществ (создание новой среды и бизнес-объектов, образование жителей города, повышение общей стоимости недвижимости), он может выглядеть более чем привлекательным. Если подходить к планированию стратегически, учитывая социально-экономические последствия проекта для города, можно получить щедрые дивиденды».