19.11.2019
Владислав Овчинский: «Самострой в Москве вычисляют при помощи квадрокоптеров»
За 1990 е и 2000 е годы Москва изрядно «обросла» павильонами, ларьками, складами и даже жилыми домами, построенными без должного согласования и «поперек» градостроительных норм. В 2016 году все увидели, что город больше не намерен с этим мириться: сотни незаконных павильонов начали сносить одномоментно. С тех пор подобных массовых акций не проводится, но порядок наводится неуклонно и твердо — один за другим исчезают (чаще всего по доброй воле владельцев) самопальные шиномонтажи, торговые палатки, кафе. О том, каковы сейчас правила игры в этой сфере, «МК» рассказал Владислав ОВЧИНСКИЙ, начальник Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
— Какие критерии самостроя существуют в Москве? Менялись ли они за последние 15 лет?
— На территории столицы работа по борьбе с объектами самовольного строительства носит системный планомерный характер, контрольно-инспекционные мероприятия проводятся ежедневно.
К самовольным постройкам могут относиться как крупные объекты капитального строительства, так и их части — незаконные пристройки, мансарды.
Важно отметить, что понятие самовольной постройки было введено в 1995 году и, соответственно, может применяться только лишь к тем объектам, которые были созданы несанкционированно после 1995 года. Если здание или сооружение возведено до 1995 года и имеет все признаки самостроя, признать его таковым невозможно.
Основными признаками, указывающими на то, что объект является самовольной постройкой, — это отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на участок, предусматривающих его использование для целей строительства (реконструкции) данного объекта, отсутствие разрешительной и проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта, а также существенные нарушения установленных строительных норм и правил (например, отклонение от утвержденного проекта).
Наличие хотя бы одного из признаков говорит о том, что это самострой.
Методы выявления незаконных объектов различны — это и мониторинг, обследование территории, и плановые проверки, выявление нарушений с использованием общегородского банка данных дистанционного зондирования, и другие методы.
Специалисты Госинспекции по недвижимости выявляют нарушения на территории Москвы дистанционно с помощью использования информации аэрофотосъемки и ортофотопланов. Наложение ортофотопланов текущего года и предыдущих лет (пространственное сравнение по годам) позволяет отслеживать топографические изменения объектов недвижимости.
Госинспекция по недвижимости в своей работе по выявлению правонарушений использует квадрокоптеры. С их помощью можно увидеть общую картину, масштаб того, что происходит на территориях ограниченного доступа.
Помимо квадрокоптеров мы используем систему городского видеонаблюдения. Данные методы контроля значительно экономят время и при этом способствуют повышению эффективности деятельности инспекторского состава.
В основном выявляемые нарушения связаны с возведением объектов самовольного строительства на земельных участках, не предназначенных для целей строительства и реконструкции, самозахватом и захламлением земельных участков.
В следующем году мы планируем автоматизировать выявление нарушений. Совместно с Департаментом информационных технологий мы уже сейчас «обучаем» камеры самостоятельно распознавать объекты самовольного строительства и иные правонарушения.
— Самострой демонтируется в любом случае или только если он мешает функционированию города?
— Сегодня особое внимание уделяется развитию и благоустройству столицы, в том числе борьбе с самостроем. Москва первой показала пример другим городам и регионам, как надо бороться с незаконными объектами.
От незаконных построек, которые искажали архитектурный облик Москвы, очистили центр города, освободили парковые зоны и особо охраняемые природные территории, самострой ликвидирован и на окраинах Москвы.
Уже сегодня мы видим результаты, как кардинально изменилась Москва. Можно прогуляться по центру и в полной мере насладиться историческим обликом столичных улиц и уникальными архитектурными формами зданий и сооружений. Освобожденные от самостроя территории благоустроили, озеленили — разбили газоны, клумбы, поставили лавочки и фонари. Все это способствует комфортному отдыху жителей и гостей столицы.
При этом демонтаж не является единственно возможной судьбой объекта самовольного строительства. Если объект не нарушает архитектурный облик города, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, он может быть сохранен после подтверждения его соответствия градостроительным нормам и правилам, а также урегулирования земельно-правовых отношений.
— А что с Новой Москвой — есть ли проблема самостроя на новых территориях? Учитывается ли специфика «частного сектора» и дачных поселков Новой Москвы?
— Работа с самостроем на присоединенной территории Новой Москвы имеет свою специфику и особенности — это связано со статусом земельных участков. Новые территории присоединены к столице в 2012 году, и не по всем объектам достаточно достоверных сведений, для того чтобы сделать вывод о законности того или иного объекта. Многие вопросы находятся в стадии проработки и требуют большего времени.
В настоящее время осуществляется системный анализ объектов, активно проводятся работы по мониторингу территорий городских поселений, выявлению объектов незаконного строительства и пресечению ограничения свободного доступа к водным объектам. Для проведения обследований труднодоступных мест используются квадрокоптеры.
— Какова процедура признания объекта самостроем? Сколько она длится? Сколько времени дается владельцам на выезд?
— Объекты, созданные на земельных участках, не предоставленных для целей строительства, или при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности или сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, подлежат сносу по решению суда. Полномочия по ведению судебных разбирательств о признании объектов самовольными постройками осуществляет Департамент городского имущества города Москвы. Данный процесс может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.
Если право собственности на объект не зарегистрировано и сведения о нем не внесены в государственный кадастр недвижимости, решение для демонтажа таких объектов, если они расположены на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, не требуется. В этом случае демонтаж осуществляется в течение месяца с момента выявления объекта.
Ранее демонтаж объектов самовольного строительства без оформленных прав собственности и не поставленных на кадастровый учет в случае, если владелец не принимал мер по сносу незаконного объекта в добровольном порядке, выполнялся префектурами административных округов города Москвы.
В настоящее время полномочия префектур административных округов по сносу самовольных построек переданы и сосредоточены в едином центре — Госинспекции по недвижимости.
Наличие единого центра — это не только повышение прозрачности и эффективности процесса, но и возможность нарастить темпы освобождения городских территорий от незаконных построек.