14.05.2012
Остались не у дел
Попытка установить особый статус для негосударственных экспертных организаций в строительстве, о котором говорят с прошлого года, буксует. Только на днях увидело свет постановление правительства, которое дало старт аттестационной кампании на право проведения экспертизы в строительстве.
Этого документа больше месяца ждала целая армия строителей, ведь без положительного заключения экспертов на проект невозможно получить разрешение на строительство капитальных объектов.
Напомним, что 1 апреля 2012 года вступил в силу ФЗ-337, вносящий изменения в Градостроительный кодекс. С этого времени огромный перечень услуг, оказываемых ранее исключительно государственными организациями, был отдан на аутсорсинг бизнесу. По словам замминистра экономического развития Олега Фомичева, именно минэкономразвития выступило инициатором изменения статуса негосударственной экспертизы.
По закону частная экспертиза фактически стала приравниваться к государственной. Но чтобы заработать, экспертные компании должны были выполнить ряд требований. В частности, иметь в штате не менее пяти аттестованных специалистов по проведению экспертизы в строительстве, утвержденный регламент проведения негосударственной экспертизы и собственный сайт. Всю эту информацию организации должны были до 1 апреля представить в Федеральную службу по аккредитации. Однако, как сообщили в ведомстве, к моменту вступления закона в силу ни одна из экспертных компаний (их около 500) «не смогла подтвердить свое соответствие новым требованиям, и все аттестаты аккредитации, позволяющие заниматься этим видом деятельности, были приостановлены». Рынок фактически прекратил свою работу.
Президент Национального объединения экспертизы в строительстве (НОЭКС) Шота Гордезиани полагает, что минэкономразвития действовало согласно букве закона, отозвав ранее действовавшие разрешения на проведение экспертизы в строительстве. Однако процедура получения новых аттестатов на работу не появилась. Экспертные организации оказались без работы. Круг замкнулся.
В Росаккредитации основной причиной того, что закон не смог вступить в силу, называют неготовность самих компаний. В частности, ссылаются на нехватку экспертов, а именно наличие аттестованных специалистов стало главным требованием для организаций, претендующих на новый статус работы в области негосударственной экспертизы. «Эксперты, аттестованные ранее в системе госэкспертизы, были далеко не во всех организациях, а новые претенденты не могли подтвердить свою квалификацию из-за отсутствия утвержденного порядка», — пояснили в ведомстве.
С критикой в свой адрес негосударственные экспертные компании не согласны. «У меня есть сайт, разработан регламент работы, есть свидетельство об аккредитации, есть сотрудники, — сообщил „РБГ“ Леонид Рудзит, директор компании „Экспертиза Проектов“ из Оренбурга. — Из всех сотрудников только я имею свидетельство госэксперта, которое получил от минрегионразвития сроком на 5 лет, а вот сотрудники не аттестованы, потому что нет порядка аттестации».
С точки зрения профессиональной деятельности экспертов ничего нового закон не установил. Для Виктора Зозули, генерального директора компании «Негосударственная экспертиза проектов строительства» из Санкт-Петербурга, из трудновыполнимых положений, установленных ФЗ-337, было только одно — требование иметь в организации при ее аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий пять аттестованных экспертов-изыскателей. «Для проведения экспертизы результатов инженерных изысканий достаточно иметь геолога и геодезиста, — полагает Виктор Зозуля. — Все остальные виды изысканий обычно проводятся в составе указанных видов изысканий и оцениваются по мере необходимости ведущими специалистами-экспертами — архитектором, конструктором, экологом и др. Даже в ФАУ „Главгосэкспертиза России“ и его филиалах никогда не было такого количества изыскателей».
Коллегу поддерживает Леонид Рудзит, который полагает, что требования чиновников легко выполнимы, но он не может понять, почему уже аккредитованные организации вновь хотят переаккредитовать. «Если
«РБГ» поинтересовалась у участников рынка, как отразилась на них приостановка действия свидетельств об аккредитации негосударственных экспертных организаций.
— Я оцениваю ситуацию как крайне отрицательную, негативно сказывающуюся на организационных процессах в строительстве, — ответил Виктор Зозуля. — Ведь многие заказчики заранее заключили договора на проведение негосударственной экспертизы проектной документации, чтобы получить соответствующие заключения и с 1 апреля этого года начать процедуру получения разрешения на строительство. В результате того, что заключения негосударственных экспертиз, полученные после 1 апреля, на сегодняшний день оказались в «подвешенном состоянии», вся работа по оформлению разрешений на строительство массы объектов приостановлена, убытки несут все: инвесторы, заказчики, строители и почти 500 организаций, ранее аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы.
Владимир Сергиенко, государственный эксперт сочинской компании «Прагма», сказал о том, что их организация испытывает проблему с аккредитованными специалистами только лишь потому, что «чиновниками минрегионразвития кандидаты от негосударственных экспертных организаций к аттестации на статус „государственного эксперта“ под различными предлогами не допускаются». Почему? Может быть, компании негосударственной экспертной службы менее квалифицированы, чем государственные экспертные бюро, или чиновники боятся конкуренции? Вопрос остается открытым.
Сергей Должников, член правления Российской палаты строительных экспертов (Росстройэкспертиза) полагает, что принадлежность к государственной экспертизе не является гарантией качества. «Хотя бы потому, что критерии качества профессиональной компетентности не определяются местом работы эксперта. Здоровая же конкуренция только поможет повысить качество экспертных заключений, — полагает эксперт. — До сегодняшнего дня у нас невозможно было оспорить отрицательное заключение государственной экспертизы, потому что не перед кем было оспаривать квалификацию экспертов. Кто в здравом уме мог решиться вступить в этот спор? И кто бы его разрешил? Любой бизнес, в том числе и негосударственная экспертиза проектов, ориентирован на предоставление качественных услуг, иначе какой смысл заниматься столь сложным и ответственным делом в расчете на сиюминутную выгоду?»
Теперь долгожданное постановление, которое регламентирует процедуру аккредитации, опубликовано. Известно и ведомство, которое будет отвечать за проведение аттестации, — это минрегионразвития. Однако профессиональное сообщество и сейчас не вполне устраивает этот документ. По мнению Шоты Гордезиани, в окончательном варианте постановления оказались отменены действующие аттестаты госэкспертов, выданные региональными комиссиями. Кроме того, постановление поделило экспертов на две основные категории: экспертиза на особо опасных объектах и прочих объектах. Однако, как считает Шота Гордезиани, процедура получения аттестатов в постановлении доведена до абсурда. Так, чтобы пройти аттестацию для работы над особо опасными объектами, необходимо ответить всего на шесть вопросов экзамена. Однако чтобы получить разрешение проводить экспертизу на прочих строительных объектах, потребуется пройти тест из 200 вопросов. В НОЭКСе недоумевают, почему нельзя было унифицировать вопросник, сделав его единым для всех категорий.
Справедливости ради стоит отметить, что для организаций, занимающихся негосударственной экспертизой в строительстве, не меньшее значение сейчас играет вопрос времени. Ведь теперь с момента выхода постановления должно пройти не менее полугода, чтобы сотни специалистов прошли аттестацию. Скорее всего, процесс затянется до конца этого года.
В свою очередь руководитель Федеральной службы по аккредитации Савва Шипов заверил, что Росаккредитация делает все возможное, чтобы обрабатывать запросы заявителей в максимально короткие сроки:
— Уже сейчас возобновлены действия аттестатов аккредитации нескольких организаций, предоставивших документы, подтверждающие наличие у них в штате квалифицированных экспертов, ранее аттестованных для государственной экспертизы. С вступлением в силу