12.01.2021
Минстрой подвел итоги 2020 года в области технического регулирования
Любой бизнес стремится к минимизации затрат, и строительный – не исключение. Роль государственного технического регулирования строительства – это обеспечение безопасности зданий и сооружений за счет разработки требований к объектам строительства, процессам выполнения работ и системе контроля за соблюдением качества установленных требований.
Совершенствование нормативно-технической базы в строительстве в первую очередь ориентировано на безопасность, однако по итогам 2020 года, можно констатировать, что многие из предложенных изменений к сводам правил имеют дополнительное преимущество, так как влияют на достижение существенного экономического эффекта – снижение капитальных затрат на стадии проектирования и строительства, а также сокращение сроков согласования проектной документации и производства строительно-монтажных работ.
«Ключевым для отрасли в этом году стал вопрос оптимизации обязательных требований в строительстве с целью снижения административных барьеров. В июле было подписано постановление Правительства Российской Федерации № 985 об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ-384. Так называемый Перечень 985, в рамках которого было элиминировано порядка 3000 избыточных обязательных технических требований. Обновление состоялось впервые за более чем пять лет. Сейчас Минстроем России совместно с Федеральным центром нормирования и стандартизации ФАУ «ФЦС», проведена работа по анализу и оптимизации, содержащихся в Перечне 985 обязательных требований в строительстве. В результате этой работы подготовлены предложения по сокращению еще более чем 3000 требований. При этом важно отметить, что поддерживая бизнес и понижая, где это возможно и оправдано, требования норм, мы сохраняем все необходимые требования безопасности», – рассказал министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
Также одним из приоритетных направлений проводимой Минстроем России государственной политики в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» является внедрение передовых технологий и установление ограничений на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, путем актуализации существующих и разработки новых нормативных технических документов – сводов правил и стандартов в области строительства.
«Система нормативных документов в строительстве должна быть «живым организмом» – быть гибкой, оперативно реагировать на изменения в отрасли и в мире, обеспечивать технологическое обновление строительного комплекса и сокращение стоимости строительства. При этом каждый документ требует от разработчиков целого набора высоких компетенций. Каждый нормировщик – это, по сути, признанный профессионал, каждый авторский коллектив разработки – уникальная команда специалистов. Каждый проект свода правил – это всегда результат сложной работы, где есть и, публичная дискуссия, и кропотливая проработка замечаний, и экспертиза ТК 465«Строительство», и его техническое редактирование и верстка», – отметил директор ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко.
За 2020 год Минстроем России разработано 52 новых свода правил, 74 новых стандарта, организовано проведение 78 прикладных научных исследований. В целях повышения экономической эффективности проектных решений, разработанных на основе сводов правил Минстроя России, с 2020 года к разработке привлекаются представители застройщиков и госкомпаний, которые являются конечными потребителями документов технического регулирования. В этом году в работе активное участие принимали в том числе, представители ПАО «ГК «Самолет», Capital Croup, ООО «Пик-Проект», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Транснефть», АО «РЖД», Госкорпорации «Росатом».
Примеры достижения экономических эффектов и их масштаб разнообразны, среди них:
сокращение металлоемкости пространственных конструктивных систем, снижение строительной высоты и, как следствие, значительное уменьшение строительного объема, влияющее на площадь ограждающих конструкций, на системы отопления и вентиляции, а также на другие параметры и элементы здания или сооружения;
нормирование сталежелезобетонных несущих конструкций, зарекомендовавших себя при строительстве уникальных высотных и других объектов, отличающихся от «традиционных» конструкций, где стальные и железобетонные части работают раздельно, снижение металлоемкости таких конструкций позволяет достичь эффекта экономии 14-26% в зависимости от пролета;
уменьшение нормативной ширины проезжей части внутриплощадочных автомобильных дорог на предприятиях открытых горных разработок в условиях реконструкции предприятия, ожидаемый эффект может составить до одного миллиарда рублей в год;
изменения требований по минимальной ширине нахлеста полотнищ водоизоляционного ковра рулонных кровель со 100 мм до 85 мм, принимая во внимание, что рулонные кровли наиболее распространенный тип кровель и емкость рынка составляет 150 млн кв. м. в год, ожидаемый эффект экономии может превысить четыре миллиарда рублей в год;
исключение обязательного применения боксов в зданиях медицинских организаций при строительстве инфекционных стационаров, в особенности, в районах вечной мерзлоты и замена их на боксированые палаты даст экономический эффект свыше 90 млн рублей для каждого отделения на 30 коек;
возможность размещения общеобразовательных организаций в составе многофункциональных зданий и комплексов позволит существенно снизить затраты по сравнению с новым строительством отдельно стоящих зданий общеобразовательных организаций;
существенное уменьшение количества СТУ (специальных технических условий), за счет включения наиболее распространенных требований в нормируемые параметры, сокращение сроков проектирования и строительства за счет отсутствия необходимости в получения СТУ, исключение дополнительной оплаты за оформление СТУ.
В этом году специалистами подведомственного Минстрою России ФАУ «ФЦС» проведен анализ технических требований, содержащихся в более чем 3000 согласованных за 2019 год специальных технических условиях (СТУ). В результате выполненного анализа, часть наиболее актуальных решений из более чем 500 СТУ будет интегрирована в своды правил.
Отдельного внимания заслуживает пересмотр потребления воды, основанный на принципах устойчивого развития и рационального, разумного потребления. Данное условие обеспечено впервые введенной рекомендацией о возможности замены воды питьевого качества на природную или частично очищенную воду для водопотребителей, у которых нет необходимости в питьевом качестве воды. Таким образом, разрешается сбор дождевых и талых вод и их последующее использование для поливомоечных, хозяйственных, противопожарных, технических и технологических нужд.
При работе над новым СП 30 «Внутренний водопровод и канализация», авторами были учтены актуальные статистические данные, на основании которых были уточнены среднесуточные нормы расхода воды для жилых зданий. Норма расхода воды теперь снижена до 160-180 литров в сутки на одного вместо 210 литров в сутки на человека, в зависимости от способа организации горячего водоснабжения, то есть примерно на 15-25%, что линейно проецируется также на стоимость подключения к централизованным сетям. Ориентируясь на планы по вводу жилья на 2021 год, можно спрогнозировать, что эффект от такого изменения в действующем своде правил существенно повлияет на стоимость строительства сетей водоснабжения и водоотведения, внутреннего водопровода и канализации.
Другим примером служит снижение расчетной мощности систем внутреннего электроснабжения по Российской Федерации путем введения соответствующего коэффициента спроса в составе СП 256 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа», позволяющего сократить требуемые подключаемые нагрузки на 9-19%. Количество граждан, планируемое к переселению из непригодного для проживания жилищного фонда в 2021 году составляет 54,6 тыс. человек, объем ввода в многоквартирных жилых домах – 60 млн кв. м., при нормативе стоимости квадратного метра жилья на второе полугодие 2020 года в размере 48 634 рубля, стоимость совокупного экономического эффекта превысит несколько миллиардов рублей в год.
Полученные результаты определяют перспективность дальнейшего развития системы технического регулирования в строительстве. Точный прямой и косвенный экономический эффект можно будет определить по факту апробации новых нормативных требований.
Минстрой России в наступающем 2021 году продолжит системную работу по внедрению подобных современных и эффективных требований, «от идеи – до результата».