31.05.2012
РЖД и Фонд РЖС обустроят привокзальные территории
РЖД нашла партнера для реконструкции вокзалов и привокзальных площадей — это Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Сама госмонополия готова финансировать такие проекты частично, остальное должны оплатить региональные власти и финансовые инвесторы
Сегодня на форуме «Стратегическое партнерство 1520» РЖД и Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) подпишут соглашение о развитии вокзалов и привокзальных территорий (копия проекта есть у «Ведомостей»). РЖД предоставит фонду перечень вокзалов, на базе которых планируется развивать транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), а фонд будет подбирать земельные участки, находящиеся в федеральной собственности вблизи вокзалов. При наличии платежеспособного спроса на этих площадях могут быть построены жилые дома, офисные центры, склады и т. п. Это позволит создать масштабные жилищно-транспортные кластеры нового формата, которых в России пока нет, говорит заместитель гендиректора Фонда РЖС Светлана Кузнецова. РЖД занимается развитием привокзальных площадей с 2009 г.
Начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов рассказал «Ведомостям», что соглашение распространяется на все вокзалы (всего их более сотни), по 62 из них уже готовы пилотные проекты. Среди них железнодорожные вокзалы в Астрахани, Самаре, Грозном, Екатеринбурге, Мурманске и др., а также железнодорожные узлы у станций метро в Москве: «Царицыно», «Текстильщики», «Тимирязевская», «Петровско-Разумовская».
Для реконструкции вокзалов и привокзальных площадей РЖД планирует привлечь региональные власти и финансовые институты, а сама будет финансировать до 30% вложений в такие проекты, рассказал представитель дирекции железнодорожных вокзалов (подразделение РЖД). Деньги на эти цели уже выделили 28 регионов: они профинансировали проектные работы на общую сумму 1,09 млрд руб. Готовятся соглашения еще с 20 регионами. Все они готовы выделить в этом году еще 667 млн руб., в последующие годы — 5,24 млрд, т. е. всего почти 6 млрд руб.
Партнером РЖД также выступает Внешэкономбанк, при участии которого проводится комплексная экспертиза по пяти вокзалам, сказал он.
Строительство объектов с перекрытием железнодорожного полотна обходится в два раза дороже, чем новое строительство, говорит коммерческий директор Capital Group Алексей Белоусов, но если найти способ снижения себестоимости строительства ТПУ, они станут крайне привлекательны для инвесторов. Себестоимость строительства ТПУ может составлять от $4000 за 1 кв. м, считает управляющий директор Praedium Oncor International Михаил Гец. Инвесторы могут снизить сроки окупаемости проектов за счет увеличения площадей коммерческой недвижимости (офисы, торговые центры), говорит Белоусов. По его словам, такие территории сегодня недооценены, считается, что офисы или жилье, выходящие на железную дорогу, менее востребованы, но реализация качественного проекта эту ситуацию исправит и ТПУ станет новым «ядром притяжения».