21.06.2012

Дизайн с акцентом

В отличие от пронизанного европейским воздухом Петербурга, Москва нечасто давала себя строить архитекторам-иностранцам. Среди холмов и куполов они чувствовали себя чужаками. Тем не менее, интерес застройщиков и покупателей к иностранным авторам — архитекторам и дизайнерам — то и дело просыпается, особенно если дело касается элитных домовладений.

Бумажные шедевры

Первые проекты от звезд архитектуры и дизайна мировой величины стали появляться в Москве в начале нулевых. Тогда московская архитектурная практика была довольно сильно отброшена назад, все передовые идеи воплощались на Западе, и привлечение к проекту знаменитого иностранца в разы поднимало престиж объекта. Настоящий шквал идей и проектов от именитых архитекторов обрушился на Москву в середине 2000-х. Однако до реализации проекты доходили в исключительно редких случаях.

Любимчиком публики — как для власти, так и для инвесторов — стал в то время британский гуру хай-тека Норман Фостер. Сначала он предложил построить в «Москва-Сити» самый высокий небоскреб в Европе — башню «Россия». Затем спроектировал самое широкое высотное здание «Хрустальный дворец» в Нагатинской пойме. И напугал всю архитектурную общественность своим распадающимся на дольки громадным домом-апельсином, который по замыслу инвестора, компании «Интеко», должен был появиться на месте ЦДХ. Однако несмотря на любимый российскими девелоперами «размерчик», кризис не дал разыграться воображению архитектора более чем на бумаге, точнее, на компьютере.

Еще более драматично разворачивались отношения первопрестольной с голландцем Эриком ванн Эгераатом. Именно этот архитектор был первым варягом, которого призвала руководить своими проектами компания Capital Group, также ставшая на этом поприще первопроходцем среди российских девелоперов. В итоге созданные архитектором проекты коттеджного поселка Barvikha Hills с подземными дорогами и небоскреб «Москва-Сити» «Город столиц» из-за разногласий с инвестором завершали уже другие архитекторы. А предложенный им проект дома «Русский авангард», стилизованный под работы великих русских живописцев, несколько раз поменяв места дислокации, и вовсе был свернут тогдашним столичным мэром Юрием Лужковым. В итоге до кризиса иностранцами было построено лишь несколько проектов — среди них внушительный по размеру многофункциональный комплекс с апартаментами «Легенда Цветного» в историческом центре города на пересечении Петровского и Рождественского бульваров, архитектурный проект которого сделан американским бюро NBBJ, а дизайн холлов и квартир — итальянцем Массимо Йозе Гини.

Кризис заставил девелоперов отказаться от амбициозных идей, в которых были задействованы именитые зарубежные архитекторы. «Бумажным» остался и проект МФК «Волна» на Живописной улице, выполненный для Capital Group британским архитектором обладательницей самой престижной в архитектуре Притцкеровской премии Захой Хадид.

Источник: Коммерсант

Вступить в СРО