17.07.2009
Саморегулируемые организации идут на смену лицензиям на строительство
Совещание, посвященное изменениям в системе государственного строительного надзора, состоялось сегодня в Уфе в ДК "Химик". В мероприятии, организованном Приуральским управлением Ростехнадзора совместно Некоммерческим партнерством "Группа строительных компаний", приняли участие начальник отдела Государственного строительного надзора Центрального аппарата Ростехнадзора Александр Григорьев, руководитель Приуральского управления Ростехнадзора Николай Колобов, заместитель министра промышленности и внешнеэкономических связей РБ Евгений Сафонов, и представители около 100 строительных предприятий республики.
- Мы пригласили также лучших специалистов России в области государственного контроля, чтобы руководители строительных организаций республики были в курсе всех тех событий, которые происходят в нашей стране и могли идти в ногу со временем, - сказал Николай Колобов.
С 1 января 2009 года привычные для строителей страны лицензии были отменены, и на смену им пришел институт саморегулируемых организаций (СРО). Это своего рода некоммерческие профессиональные союзы строителей. Тем строительным компаниям, у которых имеются продленные лицензии, разрешено осуществлять строительную деятельность до 1 января 2010 года. Впоследствии же проводить строительные работы можно будет только тем организациям, которые являются членами СРО.
По словам Александра Григорьева, необходимость подобного решения назрела давно. Система СРО действует во многих развитых странах мира и доказала свою эффективность.
- Однако создание СРО в нашей стране - это не дань моде и не подражание западу, - считает Александр Григорьев. - В России эта система действительно жизненно необходима. Проанализировав количество выданных в 2007 году лицензий и число отозванных за неисполнение лицензионных требований, мы увидели, что соотношение между ними исчисляется в сотые доли процента. Это говорит о том, что инструмент государственного регулирования в этой сфере прекратил работать. Ответственность обладателя лицензии стала практически нулевой. Если кто-то из них и отвечал, то только в судах, после возникновения аварийных ситуаций. В остальных же случаях обладатели лицензий по сути могли творить все, что захотят, и никто их не контролировал.
По мнению Александра Григорьева, институт лицензирования в какой-то степени оправдывал себя в начале 1990-х годов, когда лицензионные комиссии находились в субъектах РФ. На местах еще можно было как-то регулировать выдачу лицензий. Члены комиссий, как правило, знали большую часть строительных организаций в своем регионе, степень их надежности, знали, чего от кого можно ожидать.
Когда же право выдачи лицензий передали в федеральный центр, процесс стал практически неконтролируемым.
- Не секрет, что в последние годы лицензии зачастую просто покупались, иной раз чуть ли не в подземном переходе, - говорит Александр Григорьев. - Хорошо, если обладатель такой лицензии ведет работы на каком-то небольшом объекте, где не может возникнуть серьезных техногенных последствий. Но ведь нередко строительство идет на опасных производственных объектах. Кто в таком случае будет нести за это ответственность? Кто будет контролировать деятельность таких организаций?
Убедившись, что государственный инструмент контроля в виде лицензий не работает, Правительство РФ приняло решение о создании СРО.
"Первой ласточкой" на пути к созданию саморегулируемых организаций стал Федеральный закон N 315 "О саморегулируемых организациях" от 1 декабря 2007 года. Однако впоследствии институт лицензий был продлен.
Наконец, 2 июля 2008 года Госдумой РФ был принят Федеральный закон N 148 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", и с 1 января 2009 года прекращена выдача лицензий. С 1 января 2010 года строительная деятельность на основании лицензий и вовсе будет считаться незаконной.
С конца 2008 года сотни строительных организаций по всей стране объединились в СРО. Будучи ее членом, каждая строительная компания получает разрешение на осуществление строительных работ в новых законодательных условиях, а также наделяется рядом прав и преимуществ.
По словам заместителя министра строительства, архитектуры и транспорта РБ Урала Ураксина, в нашей республике саморегулируемая организация по архитектурному проектированию создана одной из первых в стране - она зарегистрирована под четвертым номером. Вскоре подобные организации будут созданы по строительным и инженерно- изыскательским видам деятельности.
В чем же состоит принципиальное отличие разрешений, выдаваемых СРО, от прежних лицензий? На первый взгляд, это такой же документ, дающий право на осуществление строительной деятельности. Только теперь ответственность за ее последствия будут нести все члены СРО. Получается своего рода круговая порука по принципу "один за всех и все за одного". Понятно, что ненадежным предприятиям коллеги по бизнесу вряд ли дадут разрешение на осуществление деятельности, сопряженной с возможными техногенными последствиями. Отвечать-то придется всем вместе.
Ответственность перед потребителями произведенных ими товаров, работ и услуг члены СРО будут нести при помощи компенсационного фонда, который формируется за счет взносов членов СРО в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей от каждой организации. Предположим, если в СРО входит 100 предприятий, то минимальный размер компенсационного фонда должен составлять 50 миллионов рублей.
В случае если деятельность одного из членов саморегулируемой организации нанесет вред кому-либо из потребителей, ущерб компенсируется за счет данного фонда. После этого СРО обязана в течение двух месяцев довести объем фонда до установленного минимума.
Размещение средств компенсационного фонда будет происходить не напрямую от имени саморегулируемой организации, а через управляющие компании, которые будут отбираться на конкурсной основе.
Введение института СРО усилит конкурентную борьбу на строительном рынке, позволит повысить качество и безопасность оказываемых предприятиями услуг.