05.05.2023
Антон Глушков: «Для отрасли сегодня самое главное – не сбавлять темп»
Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков в интервью журналу «Строительный бизнес» рассказал о переменах, которые произошли в отрасли и саморегулировании с 2019 года.
Антон Николаевич, прошло четыре года с момента вашего избрания на пост президента НОСТРОЙ. Что за эти годы поменялось в отрасли, что поменялось в НОСТРОЙ, как поменялись вы?
- Если говорить об изменениях в нашем сообществе, то здесь я вижу стратегические перемены у своих коллег-саморегуляторов: на всех прошедших перед Съездом окружных конференциях вопросы, которые задавали коллеги, касались исключительно взаимодействия со строительным комплексом и членскими организациями. Если помните, 4 года назад, когда у нас тоже шла предвыборная кампания, меня очень часто упрекали коллеги, что я неправильно расставляю приоритеты, что НОСТРОЙ должен в первую очередь обеспечивать работу саморегулируемых организаций, а все остальное, включая стройку, - дело второе. И я очень радуюсь, что сейчас такой тезис не то что не звучит, - он даже в головах у коллег не существует. И если говорить о личных победах, то это моя победа №1 - я сумел убедить коллег, что мы работаем не для себя, а для отрасли. За эти годы нам удалось сделать для отрасли несколько важных системных вещей, когда мы доказали рублем, что СРО – это не административный барьер и даже не допуск на рынок, а это партнер, который помогает при сложных ситуациях, отстаивает права, добивается каких-то преференций для бизнеса.
Самый яркий пример, который высоко оценивают и коллеги в СРО, и бизнес – это наша работа в рамках постановления Правительства России № 1315. В наших окружных конференциях участвуют не только представители СРО, но и строительные компании, и на всех абсолютно конференциях, где я общался с бизнесом, ПП 1315 приводится как победа системы саморегулирования, инициатива, которую НОСТРОЙ успешно администрировал и продолжает это делать.
Поэтому основная победа – смещение векторов нашего развития в сторону бизнеса. Я многократно говорил, что стройка – это, прежде всего, бизнес, и те меры, которые мы предлагаем, должны приводить либо к снижению затрат или сроков строительства, либо к увеличению финансовых результатов. И не надо этого стесняться. Потому что у власти – свои задачи, а у бизнеса - свои, и каждый занимается своим делом. Мы работаем в интересах подрядных организаций, застройщиков и строительного бизнеса целиком.
- Что было самым трудным за это время?
- Самым трудным было «шатание» системы саморегулирования, которую разболтали различными решениями, и нам пришлось объективно демонстрировать всем, что она эффективна и имеет большой потенциал. Акцент мы, конечно же, делали на потенциале, потому что упреков и критики, в том числе совершенно справедливой, в наш адрес было достаточно много. А выступление нашего коллеги перед Президентом России на съезде РСПП с критикой системы саморегулирования и последовавшее за этим обсуждение ее перспектив заставили очень многие СРО, которые работают исключительно в рамках статей Градостроительного кодекса, посмотреть на свою функцию немного шире. И, наверно, самое сложное было доказать целесообразность системы саморегулирования, обозначить пути развития и получить институциональный карт-бланш доверия. Сам факт, что глава о саморегулировании появилась в Стратегии развития строительной отрасли до 2035 года, - это косвенное отражение нашей работы. То есть система действует, ее работа и развитие запланированы до 2035 года, - значит, она признана работоспособной и имеющей будущее.
- Какие контуры имеет система саморегулирования сегодня? Это барьер при допуске на рынок, или она трансформировалась во что-то совсем иное?
- Что такое система СРО сейчас, однозначно сказать сложно, потому что это все-таки сервис. Предложения, которые я озвучиваю на ближайшие годы, касаются исключительно повышения прикладной полезности СРО для строителей. Безусловно, при этом усиливаются и требования в отношении наших членов. Мы понимаем, что, с одной стороны, должны минимизировать любые административные барьеры, а СРО - это тоже административный барьер. Но, с другой стороны, у нас как основная функция остается борьба за качество строительства. И моя идея заключается в том, чтобы выстраивать системную работу СРО, связанную с качеством через финансовый результат компаний.
Простой пример - культура строительного производства. Для большинства руководителей, к сожалению, это непроизводительные затраты. Зачем наводить порядок на строительной площадке, обеспечивать людей средствами защиты, спецодеждой, тратиться на хороший инструмент, если и так работают? Руководители считают, что эти затраты не приводят к увеличению производительности труда. Мы, со своей стороны, в Красноярске - моем родном регионе – продемонстрировали несколько объектов, где руководители доказывали на конкретных примерах, что такие затраты экономически целесообразны и выгодны. Правильное складирование материалов минимизирует трудозатраты по подъему и раскладке. Соблюдение ПОСа приводит к тому, чтобы строительная площадка работала быстро и эффективно. Элементарные требования по охране труда и спецодежде приводят к тому, что интерес со стороны работника именно к этим компаниям растет. Потому что, когда строители за одну и ту же зарплату могут работать в более комфортных условиях, они выбирают именно такие компании. Поэтому к таким затратам в первую очередь нужно подходить с точки зрения экономической целесообразности.
Или еще один пример: независимая оценка квалификации (НОК), о которой сейчас очень много говорим и которую бизнес пока воспринимает со скрипом. Естественно, для большей части руководителей это очередной административный барьер. Они приходят в СРО и спрашивают: что нам сделать, чтобы быстренько пройти НОК и дальше работать? Этот подход нужно менять: быстренько пройти не получится, тем более что эта процедура нужна не нам как НОСТРОЙ, или СРО и даже не Минстрою России. Первый выгодоприобретатель независимой оценки квалификации – это руководитель строительной компании, потому что благодаря ей он понимает реальный уровень своих специалистов и соответственно их оценивает.
Это подстегивает специалиста готовиться к экзамену, обновлять знания. Ведь кто такой специалист, занесенный в НРС? Это человек, который отвечает за безопасность труда, за качество производимых работ и соответствие технологий. То есть экономический результат строительной компании зависит в первую очередь от тех, кто находится в Нацреестре специалистов. И если мы сумеем это показать бизнесу – тогда независимая оценка квалификации будет действительно действующим механизмом, который побуждает сотрудника повышать уровень своих знаний на протяжении всего производственного пути, когда он отвечает за те функции, которые возложены на него по законодательству.
Пока далеко не все руководители понимают необходимость этого процесса. Мы много спорим на каждой окружной конференции, как правильно проводить НОК. Например, многие предлагают сделать открытыми все вопросы к экзамену. Но я считаю, что в этом случае мы из хорошей правильной идеи, когда на карту поставлена репутация НОСТРОЙ и СРО, можем сделать очередное «повышение квалификации», чего бы очень не хотелось. Поэтому подход с точки зрения экономической целесообразности наших изменений должен превалировать над административным регулированием. Независимая оценка – это, конечно, административное регулирование, тем не менее она должна иметь и косвенный, и прямой экономический эффект для бизнеса. Тогда мы сможем очень эффективно и качественно этот процесс организовать.
- За всеми заботами о строительном комплексе, застройщиках, ценообразовании, подготовке кадров, не получилось ли так, что НОСТРОЙ стал не просто сообществом СРО, а начал подменять собой другие отраслевые союзы? Вы так глубоко погрузились в строительный комплекс, чего раньше в принципе не предполагалось. Это осознанное решение или «так получилось»?
- Конечно, это осознанное решение, и, более того, далеко не все мои коллеги – руководители СРО его разделяли. Сейчас нас часто сравнивают с РСС и НОПРИЗ. Но конкуренции никакой нет, мы сообща решаем существующие в отрасли проблемы. Практически ни одного серьезного мероприятия не проходит без того, чтобы представители всех общественных организаций в нем не участвовали.
Конечно, мы стараемся какие-то функции между собой разделить, и наглядный пример тому цифровизация строительной отрасли. Есть НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НОТИМ, есть Минстрой России – идеолог всех процессов, и говорить о том, что кто-то один должен этими процессами заниматься, нереально. Мы понимаем, что это всеобъемлющий процесс, который касается и проектировщиков, и исполнительной власти, и бизнеса. И если мы каждый на своем уровне будем правильно выстраивать процесс, это поможет нашим членам, в том числе в лице строительных организаций, как можно быстрее и эффективнее перейти к современным технологиям. И опять же, мы должны подойти к цифровизации не как к административному барьеру, а как к экономически целесообразной норме. Да, на сегодняшний момент это краткосрочные вложения, которые бизнес должен сделать, но они в течение понятного периода гарантированно окупаются и приводят к повышению производительности труда и снижению ошибок. Именно в такой логике мы и будем работать.
Если говорить о том, что мы будем идти вглубь отрасли, - да, будем! У нас есть стратегические идеи, которые мы начнем реализовывать уже после Съезда. Эти идеи выводят нас как стратегическую обобщающую структуру на новый уровень.
- Например?
- Например, мы в принципе сейчас не можем посчитать потребность строительной отрасли в трудовых и материальных ресурсах. Этого объективно не знает никто, и не потому, что ленятся – просто должна быть очень точная статистическая база. И мы в какой-то момент поняли, что с учетом двух реестров НОСТРОЙ, с ЕИСЖС от ДОМ.РФ, куда занесены все строящиеся многоквартирные жилые дома, с учетом нормативов по трудозатратам и материалам мы можем такую потребность просчитать.
Первое, что сделали, - это разложили все типовые объекты (школу, детский сад, многоквартирный жилой дом, линейные и дорожные объекты) с учетом нашего мониторинга до элементарных частей. Нам известно, сколько килограммов каких материалов идет на конкретный типовой объект, известно, сколько нужно на него трудовых ресурсов. То есть материалоемкость рассчитана на каждый типовой объект. А, исходя из всех наших реестров, мы видим параметры и количество всех строящихся объектов на территории Российской Федерации, по крайней мере, тех, которые подлежат государственному строительному надзору. Соответственно, мы с большой точностью можем посчитать трудовые затраты и материалоемкость этих объектов. В итоге НОСТРОЙ может превратиться в федеральный центр прогнозирования, «строительный Госплан», который в разрезе квартала может посчитать по каждому субъекту Российской Федерации потребность в трудовых ресурсах и в конкретном наборе строительных материалов. А стройиндустрия получит возможность подстраиваться под эти потребности.
НОСТРОЙ развивает каталог импортозамещения, который первоначально родился, чтобы сориентировать бизнес в условиях санкций. Сейчас он превращается из каталога импортозамещения в каталог строительных материалов. В него вносятся абсолютно все производители, но не списочно, а на интерактивной карте, чтобы было видно, в каком регионе есть производство тех или иных строительных материалов, причем подкрепленное качественным лабораторным контролем. Для нас это - безопасность стройки, потому что она зависит в первую очередь от качества и характеристик материалов, которые на ней применяются.
Наша задача - сформировать такую конструкцию, благодаря которой рынок стал бы прозрачным и ответственным. Недавно на встрече с министром строительства России Иреком Энваровичем Файзуллиным мы обсуждали, как на базе каталога сделать еще и обязательную маркировку продукции. Речь об этом идет давно, но было непонятно, с какой стороны подступиться к вопросу. Сейчас, когда появляется реестр всех производителей, мы легко организуем маркировку, которая подтверждает свойства материалов.
Все это НОСТРОЙ делает не для того, чтобы быть удобными власти, хотя это тоже важный момент. Это делается для того, чтобы минимизировать непроизводительные затраты бизнеса, повысить здоровую конкуренцию среди поставщиков и производителей, указать бизнесу, который хочет развивать производство строительных материалов, на те места и территории, где это может быть выгодно. Главное, правильно посчитать объем потребления, чтобы у производителей не было ни затоваривания, ни дефицита, а строители понимали, что и где они могут купить. Задача была сложной до тех пор, пока мы не разобрались с алгоритмом ее решения. Сейчас уже идет методическая работа, и во втором полугодии этого года мы по ряду регионов России, где у нас максимальное количество поставщиков, готовы представить такую платформу для прогнозирования. На самом деле, это система планирования всей стройки Российской Федерации, но уже на новом уровне, с формированием более точного количества потребления в зависимости от субъекта и объектов, которые там строятся.
- С этой точки зрения НОСТРОЙ становится игроком даже не на рыночном поле, а участником формирования национальной политики в области строительства. При этом за четыре года НОСТРОЙ существенно вырос в глазах власти – это была целенаправленная политика?
- Безусловно, это была моя основная работа за эти четыре года. У меня количество поездок и перелетов за эти годы зашкаливает все разумные величины, и везде, куда я приезжаю, у меня стандартная программа встреч: безусловно, это коллеги из СРО, представители бизнеса, и, конечно, региональной власти. Убеждать на словах, что НОСТРОЙ важный и полезный партнер, не имеет смысла – это нужно демонстрировать на совместных проектах. И такими проектами стали, например, займы из компфондов СРО и проекты по ценообразованию. В конце марта мы были в Санкт-Петербурге и договорились с администрацией города о совместной программе по наполнению ФГИС ЦС. Они попросили НОСТРОЙ помочь, и мы можем это эффективно сделать – опыт наработан. То есть власть видит в нас надежных партнеров, а не ревизоров. Когда мы приходим к представителям власти, то должны выстраивать не просто товарищеские и рабочие отношения, а правильные и полезные, при которых власть видит от нас результаты и помощь.
Долгосрочные и конструктивные взаимоотношения с органами исполнительной власти – это огромная задача, и особенно с региональными министрами строительства. Сейчас роль регионов усиливается, у них все больше и больше функций, но каждый из регионов пытается реализовать поставленные задачи самостоятельно. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но они все работают разобщенно. Мы решили эту разобщенность преодолеть и начали с Сибирского федерального округа, приглашая на нашу площадку региональных министров строительства для рабочих совещаний по обмену опытом. На сегодняшний момент это стало востребованным мероприятием, потому что горизонтальные формы общения развиты плохо, друг друга министры почти не знают, позвонить в соседний регион коллеге посоветоваться, как оказалось, достаточно сложная задача. Когда мы формируем «клубы региональных министров строительства», это выстраивает их отношения между собой, с региональными СРО, они становятся партнерами, удобными друг другу. Мы вместе обсуждаем задачи, порождаем здоровую конкуренцию между регионами – это же здорово!
Поэтому исполнительная власть стала для нас полноправным партнером, мы ей помогаем, но где-то и спорим, отстаиваем наши позиции. За 4 года я встретился лично почти с 40 губернаторами, и практически со всеми мы нашли точки соприкосновения, где мы можем быть по-настоящему полезными друг другу. И после этого роль региональных СРО, о чем все время говорили мои коллеги, принципиальным образом меняется – они становятся той опорой региональному министерству, исполнительной и муниципальной власти, которая позволяет повысить эффективность работы строительного комплекса, а где-то защитить интересы бизнеса, выполняя роль бизнес-омбудсмена «на местах».
Нам нужно очень плотно работать с регионами, потому что им трудно, им не хватает информации, знаний, компетенции. Мы проехали по регионам и увидели, что уровень квалификации специалистов, которые работают на госзаказе, очень невысокий, и им нужно помочь. Так два года назад появилась совместная с МГСУ «Школа заказчика», в которой обучались представители власти регионов. Сейчас ее подхватил Университет Минстроя, но первыми были мы. В этом году НОСТРОЙ меняет вектор. Теперь мы будем готовить заказчиков, которые работают в коммерческом секторе. Это была моя мечта – чтобы мы все начали взаимодействовать между собой. Не везде, конечно, это получилось, есть регионы, которые по-прежнему считают, что СРО не нужны исполнительной власти, но таких регионов уже меньшинство.
- Как поменялись за эти четыре года вы?
- Оборачиваясь назад, я бы много раз подумал, избираться ли на этот пост. Конечно, среда меняет человека и определяет сознание. Я стал, наверное, выстроено субординированным, как бы странно это ни звучало. До этого я был исключительно предпринимателем и воспринимал многие процессы только с точки зрения бизнеса. А сейчас, общаясь с коллегами из исполнительной власти и поняв все эти сложности изнутри, я искренне пытаюсь объединить между собой проблемы, которые есть и у бизнеса, и у власти, с нашими общими усилиями и задачами. Это делает из меня человека, который должен постоянно поворачиваться лицом то к исполнительной власти, то к бизнесу, и пытаться быть связующим звеном между ними. Это тяжело, потому что каждый раз, когда возникает какой-то запрос, он затрагивает интересы одной из сторон. И находить общие точки соприкосновения, чтобы это было выгодно всем сторонам – это, конечно, сложная задача.
Когда коллеги доверили мне руководство НОСТРОЙ, я искренне считал, что НОСТРОЙ будет все-таки на втором месте, а на первом – моя производственная деятельность. Должен сказать, что так не получилось, - и по насыщенности, и по задачам НОСТРОЙ занимает львиную долю моего времени. Поэтому, если говорить про приоритеты, то это, конечно, НОСТРОЙ.
- Вы приняли решение идти на второй президентский срок - какие аргументы вы сформулировали для себя? Зачем вы это делаете?
- Аргумент у меня один – у нас очень много стратегических начинаний, и мне очень хочется, чтобы они из начинаний превратились в систему. Что-то нам за эти четыре года удалось сделать, но заделов еще очень много. И я очень хочу сделать это так, как задумывалось, - как это хотят коллеги из бизнеса, как это видят органы исполнительной власти. Стремлюсь, чтобы то, что уже находится в стадии реализации, за пару лет было реализовано. Это вызов для меня. Очень хочется, чтобы моя работа была ознаменована не просто пребыванием на посту руководителя НОСТРОЙ, а чтобы исходя из запросов бизнеса и власти потенциал саморегулируемых организаций и НОСТРОЙ вышел далеко за пределы законодательно определенных функций.
- Если бы вы сейчас стояли на трибуне, и перед вами были ваши коллеги из СРО, предприниматели, чиновники, с каким призывом вы бы к ним обратились?
- Мы живем в непростое время, и стройка – это индикатор экономики. Прошлый год был рекордным по всем показателям, в том числе по вкладу стройки в ВВП. Я часто акцентирую на этом внимание, потому что считаю, что это очень важный индикатор. И наша задача сейчас – не сбить шаг, который есть, сохранить количество занятых, то отношение к отрасли, которое существенным образом поменялось за последние годы. Мы из отрасли, обросшей скандалами и коррупцией, превратились в лидера экономики, и это очень здорово. Большое спасибо Правительству за меры поддержки! И мой призыв - не сбавлять набранный темп. Это наша главная задача. Есть много проблем и в экономике, и в стройке, много рисков, неопределенности, но, невзирая на это, мы должны также уверенно шагать дальше. И в одиночку никто – ни бизнес, ни власть – с этой задачей не справятся. А НОСТРОЙ в этой ситуации – проводник, который должен помогать осуществлять это взаимодействие.
Я очень надеюсь, что мы общими усилиями сможем закрепить место системы саморегулирования в системе наших взаимоотношений. Так что задача номер один – чтобы все понимали цели и задачи системы саморегулирования в стройке, чтобы ее адекватно воспринимали и бизнес, и власть. Как только мы обеспечим выполнение этого функционала, то система будет работать четко, уверенно, как часы.