29.10.2012
Комитет Госдумы рассмотрел законопроект об информационной открытости СРО
25 октября 2012 года под председательством первого заместителя председателя Комитета Ю.А.Петрова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Главным вопросом повестки дня депутаты Комитета рассмотрели подготовленный к первому чтению проект федерального закона № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций».
От Министерства экономического развития Российской Федерации рассматриваемый законопроект представил Директор Департамента государственного регулирования в экономике Алексей Херсонцев.
Он рассказал о проведенном мониторинге информационной открытости саморегулируемых организаций и выявленных проблемах. Также в своем докладе Алексей Херсонцев упомянул историю создания данного законопроекта.
Основными новеллами в предлагаемой проекте федерального законопроекта по его мнению являются следующие:
1) обязательное наличие у саморегулируемых организаций сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) законодательное описание реестра членов саморегулируемых организаций и определение перечня сведений в нем;
3) установление двухуровневой административной ответственности за не раскрытие информации саморегулируемыми организациями:
а) за мелкие нарушения — не большие штрафы;
б) за существенные нарушения, такие как не размещение реестра членов саморегулируемых организаций, административная ответственность наступает более высокого размера.
Также он пояснил, что установление административной ответственности только для саморегулируемых с обязательным членством, по мнению Министерства экономического развития Российской Федерации, устанавливается с целью развития и преумножения саморегулируемых организаций с добровольным членством.
С содокладом выступил Заместитель председателя Комитета ГД по вопросам собственности Владимир Афонский, который отметил необходимость повышения информационной открытости и прозрачности деятельности саморегулируемых организаций в различных отраслях профессиональной и предпринимательской деятельности, которые, несмотря на все проблемы их становления, рассматриваются как институты негосударственного публичного регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности и контроля.
Таким образом, это — сорегуляторы деятельности в определенных отраслях экономики от имени государства, которые в силу возлагаемых на них обязанностей по определению должны обладать огромным массивом информации о рынке и о своих членах.
Также отмечалась важность правильного определения правовых основ (требований) к перечню (составу) информации и документов, которые каждая саморегулируемая организация обязана аккумулировать на постоянной основе и которую по определенным критериям должна будет размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет.
Не менее значимой в этой связи является и задача формирования реестра членов саморегулируемой организации. Ведь это основной инструмент информирования их потенциальных контрагентов:
— об основных идентификационных и квалифицирующих признаках любого члена саморегулируемой организации;
— о его соответствии установленным требованиям;
— об иных сведениях, представляющих интерес для лица, осуществляющего взаимодействие с конкретным членом саморегулируемой организации или только планирующим такое взаимодействие.
Пока эти вопросы недостаточно урегулированы действующим законодательством.
В соответствии с федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» определен лишь самый общий перечень состава документов и информации, к которой любая СРО обязана по своему усмотрению обеспечить доступ посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях.
В тоже время, по его мнению, под видом учета отраслевой специфики наблюдается широкий разброс требований к раскрытию СРО информации установленных иными федеральными законами.
В действующем законодательстве в области саморегулирования отсутствуют ответственность и санкции за нарушения, которые допускают СРО и их должностные лица, в том числе и за несоблюдение норм по информационной открытости.
В определенной мере данная ситуация обуславливается тем, что саморегулирование как явление является достаточно новым для российской экономики с небольшим сроком функционирования, а правовая база находится в стадии формирования.
Поэтому законопроектом обоснованно предлагается:
— установить единые требования к содержанию реестра членов саморегулируемых организаций независимо от сферы их деятельности;
— расширить перечень сведений, которые подлежат обязательному размещению саморегулируемыми организациями на их сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— предусмотреть административную ответственность за нарушение саморегулируемыми организациями обязанностей по раскрытию информации.
При этом было предложено всю информацию СРО подразделять по крайней мере на 3 части:
— доступную всем, т.е. которая открывается в режиме онлайн в интернетсети по мере обновления и поступления новой (публичная информация);
— доступную государственным надзорным органам, т.е. предоставляется уполномоченным лицам административных и правоохранительных органов в пределах их компетенции;
— предоставляемую по запросам прокуратуры и судебных органов, т.е. предоставляется по решению суда или прокуратуры (информация, имеющая в своем составе тайну охраняемую законом).
Следующим взял слово сопредседатель Экспертного Комитета ГД по вопросам собственности Виктор Плескачевский. В своем выступлении он пояснил о необходимости предъявлять одинаковые требования к саморегулируемым организациям не зависимо от добровольности или обязательности членства в них. А именно, это касалось административной ответственности за не раскрытие информации, так как саморегулируемые организации являются обособленным институтом регулирования предпринимательской или профессиональной деятельности от имени государства, таким образом, требования должны предъявляться как к органу государственной власти.
Далее Виктор Плескачевский с учетом широкого интереса к обсуждаемой теме со стороны профессионального и предпринимательского сообщества и органов государственной власти предложил провести парламентские слушания или расширенное заседание круглого стола.
Следом в докладе прозвучало сообщение о нахождении на рассмотрении в Комитете ГД по вопросам собственности проекта федерального закона № 126184-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и что часть норм является альтернативными. В связи с этим предложил рассмотреть депутатам Комитета законопроект № 126184-5 в первую очередь.
По итогам высказанных предложений в работе заседания Комитета возникли прения, где Алексей Херсонцев высказал мнение о необходимости первоочередного принятия проекта федерального закона 136871-6, так как данный вопрос находится на контроле у Президента Российской Федерации, и уже потом дорабатывать проект федерального закона № 126184-5.
В прениях выступил главный специалист Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Национального объединения строителей Роман Ковнер, который поддержал необходимость введения равных законодательных условий осуществления своей регулятивной деятельности для саморегулируемых организаций в не зависимости от добровольности или обязательности членства в саморегулируемых организациях. Рассказал о проблемах, возникающих в строительной отрасли с различными требованиями к саморегулируемым организациям, получившим статус СРО в Ростехнадзоре и Росреестре.
По итогам окончания прений депутатами Комитета по вопросам собственности принято решение утвердить Заключение на законопроект и рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом необходимости его доработки в процессе подготовки ко второму чтению.