12.08.2009
Кто обезопасит от строительного брака?
11 августа 2009 года в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» состоялась пресс-конференция на тему: «Строительство в Свердловской области: от лицензирования к саморегулированию. Кто обезопасит от строительного брака?»
С 1 января 2010 года в России отменено лицензирование в строительной отрасли. Сегодня в регионах активно идет процесс создания саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве - отныне им предстоит регулировать строительную отрасль. В Свердловской области наметилось пять таких «центров притяжения».
Участники:
Сергей ЛЕКОМЦЕВ, Президент НП "Гильдия строителей Урала"
Юрий ЧУМЕРИН, Руководитель Союза Предприятий Строительной Индустрии Свердловской области
Владимир ШУМАКОВ, Директор представительства Ассоциации «Строители России» на территории УрФО
Владимир Шумаков:
Несколько слов хочу сказать о той роли, которую играет Ассоциация в данном процессе. Саморегулирование - это та форма управления экономикой и бизнесом, которая уже апробирована и успешно применяется на Западе. Система саморегулирования охватывает в мире все области экономики: энергетику, металлургию, строительство и т.д. Система эта существует с начала формирования бизнеса в США и Западной Европе.
С одной стороны, государство должно было подготовить соответствующие законы, с другой стороны, и бизнес должен был разработать стандарты, по которым он будет работать. Было выбрано самое верное решение - бизнес должен сам формировать принципы и стандарты своей работы, а государство лишь вводило некоторые ограничения, которые защищают граждан и регулируют с точки зрения законов и Конституции. Опыт саморегулирования накоплен колоссальный, но Россия сразу не пошла этим путем, поэтому для нас более известен запретительный принцип, все правила устанавливались сверху и они считались единственно верными.
Саморегулирование же предполагает объединение участников рынка в разных отраслях, формирование стандартов и системы управления, которая работает в интересах участников рынка. Государство при этом просто наблюдает за тем, чтобы это соответствовало закону.
Процесс саморегулирования в строительстве в России задел всех в большей степени потому, что главный принцип саморегулирования дает право выдачи лицензии компании для работы на рынке. Раньше лицензии выдавало государство. Конечно, процесс этот непростой. В России выдано сотни тысяч строительных лицензий, хотя, реально на рынке работают в десятки раз меньше компаний. На сегодняшний день одна из причин перехода на саморегулирование - это неуправляемый рост числа организаций с лицензиями, хотя никаких гарантий качества и безопасности часть компаний предоставить не может. Как правило, в своем активе такие организации имели одного участника с портфелем, который имел лицензию на строительные работы и он имел право строить сооружения высотой в 100 этажей.
Сейчас привлечение участников рынка к процессу регулирования - это правильный путь. Ассоциация активно работает с участниками рынка, опираясь на те законы, которые были раньше. Ассоциация строителей понимает, что вновь создаваемые СРО - это новый этап развития управления рынком, и надо помочь компаниям, которые задают тон в ассоциациях. Совсем недавно строительной отраслью управляло министерство, а сейчас его нет, были комитеты, которые сейчас тоже практически прекратили свое существование. Поэтому работы в этой сфере очень много.
К сожалению, государство не обеспечило нас хорошей законодательной базой, и это главная проблема, которая существует на сегодняшний день. Саморегулируемым организациям придется очень много вопросов решать самостоятельно, проявлять инициативу, чтобы вопросы выходили на законодательный уровень. Одна из целей Ассоциации - получать данные из регионов о том, как идет реальный процесс и обеспечивать поддержку его на федеральном уровне, чтобы вопросы решались как можно быстрее.
Юрий Чумерин:
В Свердловской области формирование СРО идет по такому принципу, что практически этой работой занимаются Союзы: Союз строителей России, наш союз, Ассоциация строителей Екатеринбурга. Эти организации готовятся к переходу на саморегулирование уже не один год. Это сложный процесс, и мы понимаем, что государство не отдаст свои надзорные функции неизвестно кому. Государство готово отдать эти функции тем, кто реально работает в строительном комплексе со строительными организациями. Мы взаимодействуем друг с другом, создаем технические стандарты.
Кроме того, надо отметить, что из нескольких тысяч организаций, имеющих лицензию, даже если отбросить неработающие, будет около 2 тыс. организаций, а в настоящее время три СРО собрало по 1-150 организаций. Основная масса организаций пока еще в раздумьях. Мы считаем, что 70-80% организаций пока просто решают, либо куда пойти, либо где найти деньги на компенсационный фонд.
Этот процесс идет примерно одинаково по всей России, только в некоторых регионах он идет с административным давлением, когда создается только одна большая СРО. Мы предоставили выбор, но при этом у нас есть опасения, как бы не были созданы такие СРО, которые потом просто не смогут работать.
Изыскательская СРО создается, проектные СРО, и строительные организации на базе Союзов. Все три находятся примерно на одной и той же стадии. Мы не торопим процессы, потому что понимаем, что большинство организаций еще просто не определились. Нам важно выбрать те организации, которые реально сумеют работать на строительном рынке, чтобы отбросить те организации, которые зарекомендовали себя с плохой стороны.
На каких условиях создаются саморегулируемые организации?
Сергей Лекомцев:
Закон определяет, что строительных организаций в СРО должно быть не менее 100, проектных - не менее 50. Далее есть выбор по созданию компенсационного фонда. Или каждая организация платит по 1 млн. рублей, и тогда компенсационный фонд будет около 100 млн. рублей, или же платится по 300 тыс. рублей плюс к этому - договор страхования. Мы пошли этим путем, у нас в городе саморегулируемая организация создается на базе предприятий, которые входили в Ассоциацию строителей. Ассоциации уже около 5 лет, а саморегулированием мы занимаемся около двух лет.
В настоящее время мы определились с составом организаций, которые входят пока в Некоммерческое партнерство. После выполнения всех необходимых требований некоммерческое партнерство будет зарегистрировано в едином государственном реестре и тогда мы сможем называться СРО.
Хотел бы еще добавить, что саморегулирование - это дополнительная ответственность, которую берет на себя профессиональное сообщество в виде того компенсационного фонда, которым оно будет покрывать возможный ущерб, нанесенный одной из организаций, а также будет внутренний, дополнительный контроль. При этом государственный контроль также сохраняется, сохраняется и экспертиза. При саморегулировании профессиональное сообщество будет контролировать выполнение выработанных правил своими членами. Я считаю, что качество работы в этом случае повысится. Мы понимаем, что это веление времени, и поэтому сразу же включились в эту работу.
Что положительного даст создание СРО? Какова будет ответственность организаций?
Владимир Шумаков:
Если раньше лицензия выдавалась чиновником, который не видел самой организации, то сейчас участники рынка сами знают, какая организация, и что из себя представляет, и могут контролировать эти процессы.
Кроме того, ответственность должна строится на определенных стандартах. К сожалению, пока в России не очень много достижений в этой сфере, несмотря на то, что существует огромное количество надзорных органов. Периодически происходят аварии на строящихся объектах. К сожалению, к работе по созданию нормативов плохо привлекались сами участники рынка, и стандарты были неэффективными.
Еще один момент - коррупция. Некоторые организации просто уверены в том, что они смогут запросто купить новую лицензию, и сейчас выживают время.
Одна из основных проблем, на наш взгляд - это то, что мы не учли ошибки, которые совершались за последние 15 лет. Это и создает ситуацию, что в России якобы ничего быстро делать не надо, надо просто подождать.
Надо еще отметить, что отсутствует целенаправленная работа над стандартами и законами. Эти законы написаны для «воздушных» организаций. Получается, что ответственность декларируется законом, но на самом деле не обеспечивается, никто ее гарантировать не может. В мире ответственность, которую несет профессиональное сообщество, прописана поэтапно. И подрядные организации разделяют ответственность, прописанную законом.
Формально - ответственность сейчас будет нести СРО в том объеме, в котором это прописано в законе.
Сергей Лекомцев:
Ответственность как была, так и остается по закону. Но, кроме того, появляется дополнительная ответственность в рамках того допуска, который выдала сама СРО. Допустим, СРО выдала допуск на строительство тепловой станции, и в рамках этого допуска организация готова отвечать.
Юрий Чумерин:
Недавно мы встречались с руководством Федерального лицензионного центра в Екатеринбурге, нам сообщили, что выдано 350 тыс. лицензий, а реально - 150 тыс. работающих организаций.
В настоящее время в жилищном строительстве есть 20 видов серьезных работ, которые практически не имеют нормативов. Если до этого выдавали лицензии, но организация не отвечала за качество и безопасность, то теперь, с созданием СРО, они будут нести ответственность.
Сколько сейчас строительных организаций в регионе?
Юрий Чумерин:
Выдано 4,5 тыс. лицензий. Примерно 2-2,5 тыс. организаций реально работают на рынке, если не меньше. В настоящее время объединено около 500 организаций, то есть остальные еще не определились.
Сергей Лекомцев:
Не определились сейчас около 20-25% организаций.
Каково значение компенсационного фонда СРО?
Сергей Лекомцев:
Размер фонда определен законом, он должен быть постоянным, и в случае его использования, он должен моментально пополняться. Расходоваться он должен в том случае, если одной из организаций, входящих в СРО, нанесен ущерб. То есть мы несем ответственность за деятельность организаций.
Юрий Чумерин:
Если что-то случится, то сама организация, допустившая нарушения, отвечает по договору подряда. Если не хватает суммы, то вступает в силу ответственность по страхованию. Это тоже обязательное условие. Если же не хватает и этой суммы, то тогда уже высчитываются средства из компенсационного фонда. Этот фонд должен постоянно пополняться, как только с этого счета снимаются деньги по решению суда.
Что означает введение саморегулирования для потребителя?
Сергей Лекомцев:
Для потребителя это означает дополнительный контроль над организациями внутри СРО и дополнительную ответственность.
Юрий Чумерин:
В основном, СРО - это техническая ответственность за результаты труда организации. Сейчас идет замена лицензирования саморегулированием, для того чтобы подтвердить свою техническую состоятельность.
Сергей Лекомцев:
Минрегион определил 35 видов работ, влияющих на безопасность, и на эти виды работ будут выдаваться допуски. Именно на эти виды работ и будет направлено саморегулирование в первую очередь, тем самым, будет повышаться безопасность сооружений.
Можно ли у СРО купить лицензию?
Владимир Шумаков:
Да, можно. Уже сейчас есть СРО, которые, совершенно очевидно, сформированы для того, чтобы продавать лицензии. К сожалению, закон это позволяет, поскольку в нем есть определенные недоработки. Ассоциации пытаются препятствовать этому направлению.
О конкуренции можно будет говорить к концу 2010 года, когда уже будет накоплен опыт работы различными СРО.
Юрий Чумерин:
Можно, конечно, продать допуск недобросовестному участнику, но потом за него будет расплачиваться все сообщество. Понятно, что нам это не надо.