23.01.2013
Дорога к дому
Без финансирования инфраструктуры проблему жилья не решить
В своем Послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин отметил, что в ближайшее десятилетие есть уникальный шанс решить застарелую российскую проблему — жилищную. Причем поставлена задача — перейти к решению жилищного вопроса для более широкого круга граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, ученых, инженеров. Это должно стать продолжением политики государства в обеспечении граждан России доступным жильем, которая определена правовыми актами, в частности, Федеральной целевой программой «Жилище» в 2011-2015 годах.
Указ президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 7 мая 2012 г. ставит перед строителями амбициозные задачи — создание для населения возможности улучшения жилищных условий и снижение стоимости квадратного метра жилья на 20%.
При этом остается нерешенной проблема финансирования строительства дорог, объектов инженерной и социальной инфраструктур. По сложившейся практике финансовую нагрузку по созданию таких объектов несут застройщики. При таком подходе расходы на строительство внутриквартальных и внутридворовых дорог (а зачастую и подъездных дорог) и возведение объектов необходимой инфраструктуры закладываются в цену квадратного метра жилья.
Возникает вопрос: способен ли массовый потребитель оплатить не только жилье, но и строительство объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур? Ответ очевиден: конечно, нет.
Решить эту проблему можно только путем осуществления инвестиционно-строительных проектов комплексного освоения территорий (КОТ) на принципах государственно-частного партнерства: покупатель оплачивает строительство жилья, а государство — объекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктур.
Послание президента Федеральному Собранию дает надежду на то, что такой принцип может быть реализован. Но для того чтобы планы руководства государства по обеспечению граждан жильем были реализованы, надо определить Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству органом исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию механизмов развития проектов малоэтажного строительства в рамках комплексного освоения территорий.
Далее агентство совместно с другими федеральными органами будет разрабатывать программу реализации проектов КОТ для малоэтажного жилищного строительства. В 2013 году провести отбор проектов комплексного освоения территорий для предоставления им мер господдержки и совместно с минфином обеспечить их финансирование. Необходимо также установить предельные уровни цен на объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в целях предоставления мер господдержки: стоимость детского дошкольного учреждения — 800 000 рублей на одно место для ребенка; стоимость школы — 900 000 рублей на одно место для ребенка; стоимость автомобильных дорог — 2500 рублей за кв. м.
Целесообразно также, чтобы размеры государственной поддержки на создание объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры составлялись из расчета на один квадратный метр жилой площади:
6000 рублей — на строительство объектов социальной инфраструктуры;
2500 рублей — на строительство внеплощадочных дорог;
1250 рублей — на строительство внутриплощадочных дорог;
3500 рублей — на строительство внутриплощадочных сетей;
2500 рублей — на строительство внеплощадочных сетей.
Критериями для проектов, которым могут предоставляться меры государственной поддержки, могут быть: наличие утвержденных проектов планировки территории и правил землепользования и застройки; строительство не менее 300 000 кв. м жилой площади; срок реализации — не более 10 лет; плотность застройки — не более 5000 кв. м/га; полноценная инженерная, социальная и транспортная инфраструктура. Приоритетом должны пользоваться проекты, предполагающие наличие производств, обеспечивающих рабочими местами не менее 50% трудоспособного населения, которое будет проживать на застраиваемой территории.
Жилье экономкласса, внутриплощадочные транспортная инфраструктура и инженерные сети создаются за счет девелопера. При этом объекты инфраструктуры необходимо создавать за счет средств бюджета Российской Федерации, ее субъектов и бюджетов муниципальных образований. В качестве поддержки со стороны государства нужно разрабатывать схемы субсидирования из федерального бюджета регионам на создание и развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на обеспечение коммунальной инфраструктурой, а также по кредитам, полученным на цели жилищного строительства при реализации проектов. Кроме того, необходимы госгарантии по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры.