23.01.2013
Законопроект о ФКС: НОСТРОЙ и Правительство шагают в ногу
22 января 2012 на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с представителями фракций Государственной Думы был обсужден законопроект о Федеральной контрактной системе.
Премьер-министр начал свое выступление с «ахиллесовой пяты» 94-го закона: «Жизнь показала, что в нём есть много недостатков, но дело даже не в недостатках. Мы его постоянно залатывали, а закон в целом, к сожалению, построен таким образом, что не защищает заказчика от неисполнения условий контракта и не позволяет оценить эффективность выполненных работ, и в этом, наверное, его ахиллесова пята, и в этом основная проблема. Это открывает много возможностей для коррупции, для таких способов отмывания денег, как карманные фирмы, организация конкурсов на проведение ненужных услуг или таких конкурсов, в которых изначально понятен победитель, ну и масса других недостатков, которые всем известны. Надеюсь, что эта ситуация может быть как минимум в значительной мере исправлена».
Далее Дмитрий Медведев сказал о поправках в законопроект о ФКС: «Я знаю, что поступило много, более 800, поправок, с учётом которых документ был доработан. Там довольно много новелл: государственные и муниципальные власти будут публиковать долгосрочный и краткосрочный финансовые планы в рамках финансового года, я имею в виду по госзакупкам. Это позволит и малому, и среднему бизнесу принимать участие и готовиться к участию в конкурсах. Конечно, будут учитываться и опыт работы организации-исполнителя, и некоторые другие параметры. Надеюсь, что это лучше позволит оценивать обоснованность государственных закупок и проводить экспертизу качества поставленных товаров и оказанных услуг. Там также содержится обещание, или обязательство, скажем так, не менее 15% общего годового объёма закупок делать у малых предпринимателей. Мне кажется, это, в принципе, правильно, потому что иногда арифметические параметры всё-таки важны. Хотя трудно заставлять, но, тем, не менее, это некий всё-таки индикатор, на который можно ориентироваться».
Премьер-министр подчеркнул, что обоснованность части закупок будет в обязательном порядке проходить общественное обсуждение, и попросил депутатов Государственной Думы поддержать законопроект с тем, чтобы он заработал полноценно уже с 1 января следующего года.
Напомним, что обсуждение и принятие законопроекта о Федеральной контрактной системе перенесено благодаря совместным усилиям профильного Комитета Госдумы по экономике и Национального объединения строителей. Подключились к этому процессу и Национальные объединения проектировщиков и изыскателей. В ноябре три президента Нацобъединений обратились к первому вице-премьеру Правительства Игорю Шувалову с просьбой сформировать позицию правительства и отложить принятие законопроекта о ФКС в данной редакции, поскольку она не учитывает отраслевые особенности экономики и, прежде всего, строительного сектора.
Об этом же говорили юристы на заседании Экспертного Совета НОСТРОЙ и участники окружной конференции СРО Уральского федерального округа. Более того, уральцы приняли обращение к президенту НОСТРОЙ с поручением донести позицию строителей до первых лиц государства. Президент НОСТРОЙ Ефим Басин 20 декабря, накануне обсуждения законопроекта во втором чтении в Государственной думе, подписал письмо в адрес Президента России Владимира Путина, в котором изложил позицию строительного сообщества по законопроекту о ФКС. В этот же день руководитель Аппарата НОСТРОЙ Михаил Викторов выступил в прямом эфире телекомпании РБК-ТВ с комментариями положений закона, с которыми не согласны строители. Ближе к вечеру 20 декабря стало известно, что обсуждение законопроекта перенесено на конец января 2013 года.