22.03.2013
РЖД займутся строительством
До 2020 года ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) собирается построить в Москве 42 капитальных транспортно-пересадочных узла (ТПУ) общей площадью 5,8 млн. кв. м. Из этого объема почти 5 млн. кв. м придется на коммерческую недвижимость. Такие планы железнодорожники вчера представили мэру Москвы Сергею Собянину. Инвестиции в программу составят порядка 300 млрд. руб.
По соглашению с правительством Москвы РЖД было передано 57 площадок для создания ТПУ. На первом этапе компания взяла на себя обязательство обу?строить их в плоскостном варианте. «Типовой проект включает освобождение территории от непрофильных объектов, создание перехватывающих парковок, создание условий для беспрепятственного движения транспорта и пассажиров, организацию диспетчеризации и т.д.», — пояснил глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин.
В 2012 году РЖД завершили работы на шести ТПУ, в рамках которых были созданы парковки на 1086 машиномест. По словам главы Дирекции железнодорожных вокзалов Сергея Абрамова, расходы компании составили 500 млн. руб. В 2013 году, таким образом, планируется обустроить еще 44 площадки.
Плоскостные ТПУ для РЖД скорее имиджевый проект. Доходы от перехватывающих паркингов (например, у станции метро «Домодедовская» час парковки обходится в 20 руб.) пойдут на покрытие текущих расходов на обслуживание и эксплуатацию.
Однако на втором этапе две трети пересадочных станций планируется заменить капитальными сооружениями с большим объемом коммерческих площадей. «Такие объекты появятся на 42 площадках из 57», — уточнил Сергей Абрамов. Из них 13 уже находятся в разработке, технико-экономические показатели восьми проектов согласованы, до конца года Градостроительно-земельная комиссия планирует утвердить оставшиеся.
Самый крупный узел общей площадью 600 тыс. кв. м планируется построить в районе Выхино. Более трети всего объема — 265 тыс. кв. м — займут торговые площади, почти столько же — 230 тыс. кв. м — паркинг на 8,5 тыс. машино-мест, остальное — фудкорты, гостиница и технические площади, связанные с транспортным обслуживанием пассажиров.
У станции метро «Петровско-Разумовская» РЖД разрешили построить ТПУ общей площадью 480 тыс. кв. м (220 тыс. кв. м — торговля, 169 тыс. кв. м — паркинг на 6,4 тыс. машиномест). У метро «Царицыно» появится комплекс сооружений общей площадью 375 тыс. кв. м (83 тыс. кв. м — торговля, 74 тыс. кв. м — паркинг на 1,6 тыс. машиномест, 90,3 тыс. кв. м — гостиницы).
Кроме того, в перечень первоочередных объектов вошли ТПУ «Дмитровский», «Тимирязев-ский», «Тушинский» и «Электрозаводский». К их строительству планируется приступить в 2014–2015 годах.
Всего в рамках программы по строительству капитальных транспортных узлов появится 4,8 млн. кв. м коммерческой недвижимости. В том числе 2,4 млн. кв. м торговых площадей, включая гипермаркеты, 283 тыс. кв. м объектов питания, 93 тыс. кв. м кинотеатров, 200 тыс. кв. м офисов. Для их обслуживания предусмотрено 1,5 млн. кв. м парковок на 62,2 тыс. машиномест.
Сергей Абрамов сообщил РБК daily, что программа строительства капитальных ТПУ будет реализована за счет привлеченных средств. Общий объем инвестиций составит 300 млрд. руб.
Всего до 2025 года в Москве планируется организовать 255 ТПУ. Из них 163, по словам Марата Хуснуллина, «потенциально могут быть капитальными сооружениями». Помимо 42 объектов РЖД это 90 объектов, переданных ГУП «Московский метрополитен», и 31 объект на Малом железнодорожном кольце, строительством которых займется ОАО «МКЖД».
По оценкам управляющего директора Blackwood Михаила Геца, арендные ставки на коммерче-ские помещения в ТПУ могут составлять 1 тыс. долл. за 1 кв. м в год, а оптимальная для автомобилистов стоимость паркинга — 50 руб. в час. «ТПУ в ходовом месте, каким являются станции метро, с высоким потоком покупателей и автомобилистов окупит себя через семь-восемь лет», — подсчитал эксперт.