29.05.2013
Мнение профессионального сообщества не учтено
24 мая Государственной Думой был принят федеральный закон «Об информационной открытости саморегулируемых организаций».
За комментарием по законопроекту мы обратились к Александру Мешалову, члену Экспертного совета Национального объединения строителей по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере, руководителю рабочей группы:
— Многие острые вопросы, на которые обращало внимание разработчиков профессиональное, экспертное сообщество в лице Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, национальных объединений строителей и проектировщиков и т.д., сняты. Так, например, из закона исключены требования о размещении излишней информации: о лицах, занимающих должности главного бухгалтера в СРО, о нарушении членами СРО законодательства и т.п. Также в итоге оказался снижен размер административных штрафов за нарушения требований закона в части раскрытия информации.
Вместе с тем многие конструктивные предложения сообщества не были восприняты, например:
— о дополнении оснований обращения государственного органа в суд с требованием об исключении сведений о СРО из государственного реестра таким основанием, как три и более нарушений в течение одного года требований к СРО в части информационной открытости. Без такого основания административные штрафы не могут повлиять на недобросовестные СРО размещать всю предусмотренную законом информацию надлежащим образом;
— не введён и не раскрыт принцип информационной открытости, который должен заключаться в размещении информации саморегулируемой организации по уникальному адресу страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в обеспечении беспрепятственного и постоянного доступа к размещенной информации неограниченному кругу лиц без каких-либо препятствий;
— подробное регулирование порядка и способов размещения информации передано федеральному органу исполнительной власти, устанавливающего подобные требования для органов исполнительной власти.
Сообщество, понимая, что в законе невозможно предусмотреть все нюансы требований к размещению информации, настаивало на передаче права устанавливать такой порядок национальным объединениям СРО в лице их высших органов управления в форме стандарта раскрытия информации. Стандарт, по своей сути, более гибок и восприимчив к необходимым изменениям. Он более близок к саморегулированию, чем нормативный акт органа государственной власти.
Отмечу, что несмотря на принятие Государственной Думой закона об информационной открытости СРО, диалог с органами государственной власти о внедрении предложений сообщества продолжается, как на площадках национальных объединений СРО (в том числе в рамках их участия в экспертных органах Государственной Думы), так и в Совете по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Торгово-Промышленной палаты Российской Федерации.