17.09.2009
Аутсорсинг для государства
Профессионалы-практики лучше чиновников знают о том, как сделать свою работу качественной и безопасной. Значит, государство может их нанять для того, чтобы они сами контролировали обеспечение безопасности и должного уровня качества.
Мир без лицензий
В нашей стране сложилось так, что в большинстве сфер человеческой жизни правила устанавливает государство. Бухгалтерам — правила бухгалтерского учета. Строителям — СНиПы. В 2001 г. было подсчитано, что лицензированию в России подлежит более 2000 видов деятельности. Для сравнения: в большинстве развитых стран — 30—40.
Во всем мире и бухгалтеры, и строители, и все остальные сами формируют стандарты. А государство задает требования к качеству по безопасности через технические регламенты. Например, розетка должна быть безопасной по каким¬то определенным критериям. А как этого добиться — проблема инженеров¬электриков, которые знают это лучше государства.
Требования государства к качеству безопасности профессий и видов деятельности устанавливаются через технические регламенты. Обеспечить заданный государством уровень безопасности работ и услуг должны профессиональные стандарты, которые устанавливают себе сами профессионалы, собираясь для этого в специальные некоммерческие организации — саморегулируемые организации (СРО).
Саморегулируемые организации — это объединения граждан по профессиям или видам предпринимательской деятельности для установления требований к качеству своей работы и контроля их исполнения.
Саморегулирование наиболее востребовано в трех сферах.
1. Саморегулируемые рынки — биржи, которые устанавливают правила расчетов и торговли для своих участников.
2. Профессии, осуществление которых затрагивает не только контрагентов сделки, но и адвокатов, врачей, архитекторов, инженеров, актуариев, аудиторов, оценщиков, нотариусов — всех тех, кто удостоверяет свою работу личной подписью.
3. Виды деятельности, в процессе осуществления которых есть угроза нанести вред третьим лицам — объединению строителей, авиаперевозчиков и других транспортников, лечебным учреждениям.
Право на стандарты
История саморегулирования началась в Средние века, когда ремесленники, живущие в городах, объединялись в цеха для защиты своих интересов. В современном понимании саморегулирование начало развиваться в Европе и Америке около 30 лет назад в ответ на то, что государства попытались оттеснить производителей товаров и услуг от процесса стандартизации своих сфер.
До этого времени производители стандартизировали свою деятельность только в управляемом конфликте с потребителями услуг. Они спорили между собой о цене и о качестве, и там, где они договаривались, появлялись обычаи делового оборота, которые не требовали закрепления законодателями. Но с ускорением развития сложных технологий и материалов возник запрос на быстрое формирование стандартов для новых видов работ, услуг и товаров. За эту работу принялись государства. Но когда чиновники занимаются формированием профессиональных стандартов, последние получаются весьма неопределенными. Это результат естественного желания бюрократов при минимуме рисков оставить себе больше возможностей для «усмотрения».
В ответ на это производители в европейских странах объединились и стали добиваться права самим устанавливать стандарты, чтобы государство в этом процессе появлялось только в исключительных случаях, когда дело идет о национальной безопасности, здоровье и безопасности граждан.
Теперь в мире принято, что в отраслях, где бизнес своей деятельностью может причинить ущерб какому-либо заранее не определенному количеству людей, регулирование является обязанностью государства. Но оно может выбирать форму регулирования: непосредственно через лицензирование или опосредованно (на аутсорсинге) — через саморегулирование.
Во втором варианте государство уходит из процесса регулирования, оставляя за собой функцию арбитра в отношениях между институтами производителей — СРО и институтами потребителей, а допуск к профессии осуществляется через вступление компании, индивидуального предпринимателя или профессионала в саморегулируемую организацию.
Саморегулирование успешно развивается и в безопасных областях по инициативе бизнеса, а не государства. Например, там, где высокое качество, задаваемое высокими профессиональными стандартами, становится национальным или региональным конкурентным преимуществом, — в виноделии и сыроделии.
Сегодня преимущество СРО стало очевидным и в нашей стране, потому что в замене лицензирования со слабой ответственностью чиновника на материально ответственное саморегулирование заинтересованы и производители и потребители.
Александр Волков, Президент Удмуртской Республики:
«Бизнес не может успешно развиваться и работать без контроля и регулирования. И здесь возможны два варианта. В первом их осуществляет непосредственно государство через такой инструмент, как лицензирование. К сожалению, на практике дело дошло до того, что за определенную сумму любой желающий мог стать обладателем строительной лицензии, не имея при этом ни соответствующей техники, ни квалифицированного персонала. Более того, чиновник, выдавший лицензию, не нес никакой ответственности за результаты деятельности тех, кого он допустил на строительный рынок.
Второй вариант регулирования коммерческой деятельности — саморегулирование. Сегодня большинство представителей законодательной, исполнительной и местной власти согласны с тем, что сообщество участников рынка, сформировав саморегулируемые организации, может более профессионально подойти к установлению стандартов работы и профессии, предоставлению права заниматься определенными видами деятельности и т.д.
В свою очередь у потребителя появляется гарантия того, что любой просчет, любая ошибка в оказанных ему работах и услугах, любой брак в поставленном товаре будут компенсированы»