25.09.2009
Бизнес-сообщество готово к саморегулированию
В рамках VIII Международного инвестиционного форума "Сочи 2009" прошел круглый стол "Этапы становления саморегулирования в различных отраслях профессиональной и предпринимательской деятельности".
Что лучше: лицензии и тотальный государственный контроль или самостоятельность и материальная ответственность бизнеса? Похоже, СРО серьезно наступают на пятки чиновникам. Вначале на саморегулирование перешли оценщики, потом арбитражные управляющие. Сфера ЖКХ тоже вводит СРО: летом выдано свидетельство № 001 СРО управляющих компаний. Проект «Управдом» стал и вовсе партийным – его активно поддержали единороссы. В нескольких шагах от самостоятельности аудиторы и транспортные компании. Медицина и косметология тоже начинают саморегулируемую революцию: о необходимости материально отвечать за результаты своей профессиональной и предпринимательской деятельности говорят не только коммерческие клиники, но и государственные доктора.
Саморегулирование - необходимая составляющая инвестиционной привлекательности нормально развивающегося государства с рыночной экономикой. Вопросы и проблематику развития саморегулирования в нашей стране решили затронуть в рамках столь значимого мероприятия, как международный экономический форум «Сочи 2009», Министерство экономического развития России и Комитет Государственной думы ФС РФ по собственности. Модератором круглого стола выступил председатель Комитета по собственности Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Виктор Плескачевский. Участники круглого стола наглядно продемонстрировали: и бизнес-сообщество, и профессионалы, и потребители готовы к тому, что профессиональное и бизнес-сообщество будет самостоятельно устанавливать стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности к страхованию своей ответственности.
В качестве основных спикеров мероприятия выступили Андрей Шаров - директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России; а также Петр Шелищ - председатель Союза потребителей Российской Федерации; Александр Галушка - президент Российской коллегии оценщиков (РКО); Леонид Казинец – президент корпорации «Баркли»; Евгений Богомольный - депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по собственности и Екатерина Семенова – депутат Госдумы ФС РФ, член Комитета по собственности.
Темами обсуждения стали: возможности саморегулирования как более эффективного механизма регулирования отношений и повышения качества эксплуатации объектов недвижимости в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Презентация проекта "Введение института саморегулирования в сфере реформирования ЖКХ". Принципы создания и утверждения профессиональных и отраслевых стандартов и технических регламентов в деятельности СРО. Механизмы обеспечения ответственности членов саморегулируемых организаций. Оценочная деятельность и первые результаты перехода на новую систему регулирования. Саморегулирование деятельности арбитражных управляющих как механизм объективизации процессов в сфере несостоятельности и банкротства. Аудиторская деятельность и проблемы становления системы саморегулирования. Возможности и объективные предпосылки становления саморегулирования в сфере страхования, водоснабжения, деятельности кадастровых инженеров, патентных поверенных, медицинских услуг, транспорта, технической экспертизы.
Открывая мероприятие, модератор круглого стола Виктор Плескачевский обозначил его основную цель: «Наша задача – донести до всех заинтересованных лиц понимание механизма саморегулирования. При этом незаинтересованных лиц в данном процессе просто нет. Каждый из нас потребитель, и многие – производители».
Председатель Комитета по собственности особо подчеркнул: «Профессионалы-практики лучше чиновников знают о том, как сделать свою работу качественной и безопасной. Значит, государство может их «нанять» для того, чтобы они сами контролировали обеспечение безопасности и должного уровня качества».
Андрей Шаров, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, однозначно дал понять, что саморегулирование в нашей стране уже началось и обратной дороги нет: «Пока тема саморегулирования нуждается в рекламе и разъяснении. Но я уверен, что уже через два года множество профессионалов и компаний будут членами саморегулируемых организаций. Альтернативы саморегулированию нет - государство не способно качественно контролировать многие виды бизнеса. У него просто нет таких специалистов, которые могли бы переводить на юридический язык все отраслевые инновации, правила и технологии. Особенно в сферах, связанных с публичными интересами контроль со стороны саморегулируемых организаций может быть гораздо более эффективным, чем государственный контроль. Тем более что от государственного контроля потребитель может получить только моральное удовлетворение. А у СРО есть институт коллективной ответственности - компенсационный фонд».
Профессионалы и эксперты, представители таких отраслей, как транспорт, медицина, аудит, кадастровая оценка говорили о том, что у всех них есть серьезные профессиональные и предпринимательские проблемы.
Например, по словам Станислава Швагеруса, руководителя Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков, отмена лицензирования в 2005 году перевозок автомобильным транспортом как метода государственного регулирования, без создания системы саморегулируемых организаций, привела к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и нарастанию целого комплекса социально-экономических проблем. На сегодняшний день число субъектов предпринимательской деятельности, по самым разным экспертным оценкам, достигло более одного миллиона. Но при этом официальный учет в транспортной отрасли не ведется с 2005 года. При этом, по экспертным оценкам, более 80% оборота рынка автотранспортных услуг находится «в тени». Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов. При легком доступе на рынок и фактическом отсутствии системы контроля, учета и управления, у многих участников рынка отсутствует мотивация к совершенствованию бизнес-модели. 70% парка подвижного состава физически и морально устарело и не отвечает современным технологическим и экологическим требованиям. При этом количество автотранспортных средств, используемых в коммерческих целях, в 2008 году перевалило за 6 000 000 единиц. Сломана система автотранспортных предприятий, практически полностью отсутствует практика страхования ответственности автоперевозчика. Катастрофически упал уровень профессиональной подготовки. В данный момент в России лицензированию подлежит только деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, под контролем Ространснадзора находятся всего 78 000 лицензиантов общей численностью 360 000 транспортных средств, или всего 15% от общей численности автобусов, зарегистрированных в Российской Федерации.
Наталья Ушакова, вице-президент по социальной политике общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА», обозначила основные проблемы государственной и платной медицины в нашей стране. По ее словам, медицина и высокие технологии на сегодняшний день неразрывны, более того - именно за высокими технологиями и есть наше медицинское будущее. На сегодняшний день платная медицина – это прежде всего оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) и государственная помощь в виде госзаказов на эти виды медпомощи. Госзаказ на ВМП – это, с одной стороны, избавление от недугов тысячей пациентов, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи, а, с другой стороны, это стабильность и путь к успеху в условиях кризиса для частных учреждений здравоохранения. Это бизнес долгосрочный, поначалу и вовсе затратный, очень капиталоемкий, и в известном смысле инвестиционный, причём в России с мало предсказуемой доходностью. Но в то же время российский рынок ВМП на сегодняшний день продолжает оставаться одним из самых привлекательных в мире. Именно потому, что рынок высоких технологий в России только начинает развиваться. Он ещё очень далёк от насыщения и будет развиваться опережающими темпами по сравнению с европейским и американским, и Россия будет драйвером роста для компаний этого сегмента здравоохранения. По уровню развития ВМП сегодня мы отстаём от всех развитых стран.
Ещё один показатель, который может быть интересен, – число специалистов. Притом что в России врачей больше, чем в других странах мира в расчёте на душу населения, тех, кто умеет работать с высокими технологиями на ежедневной основе, существенно меньше. Равные условия доступа к участию в аукционах на выполнение высокотехничных медицинских услуг по системе госзаказа для ЛПУ всех форм собственности не только дадут толчок к развитию здоровой конкуренции, но и уменьшат коррупционную составляющую этого сегмента рынка, а, кроме того, поднимут на мировой уровень подготовку российских врачей, считает Н.Ушакова.
Большое внимание участников круглого стола было уделено теме ЖКХ - настоящему и будущему института добровольного саморегулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В рамках международного форума «Сочи-2009» был представлен новый проект «Единой России» - «Добровольное саморегулирование в сфере управляющих компаний и создание ассоциаций ТСЖ». На сегодняшний день в данном проекте участвуют уже более сорока регионов. Кроме того, в различных субъектах РФ его поддерживают порядка пяти саморегулируемых организаций. Эти сообщества созданы в рамках закона №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Документы еще восьми подобных сообществ находятся в процессе подготовки.
Подвел итоги круглого стола Виктор Плескачевский. «Сегодня в мире в условиях финансового кризиса обсуждают возможности усиления государственного регулирования. Но при более внимательном рассмотрении речь идет о праве государства с помощью законов установить новые дополнительные требования и к самим участникам рынка и к их регуляторам, но не посредством, т.е. «ручном» регулировании чиновником. В профессиональной части сегодня обсуждается сочетание государственного и саморегулирования для целей повышения ответственности участников деятельности. Таким образом, наилучший подход сегодня звучит так: во всех отраслях, где бизнес может причинить ущерб неограниченному кругу лиц, регулирование является обязанностью государства. Но при этом оно может выбрать форму: непосредственно через лицензирование или на аутсорсинге – через саморегулирование. В российском варианте государство постепенно уходит из процесса регулирования, оставляя за собой функцию арбитра, но передавая функцию нормирования и контроля за соответствием специальным некоммерческим организациям – СРО. Таким образом, лицензирование со слабой ответственностью чиновника заменяется материально-ответственным саморегулированием», - заключил В.Плескачевский.