26.10.2009
Дайте только СРО!
Со следующего года в России отменяются лицензии на строительство. Но бюрократия от контроля за отраслью так просто не откажется.
В январе 2010 года в России произойдет маленькая революция - перестанут действовать строительные лицензии. Взамен каждый девелопер или застройщик должен будет предъявить документ, подтверждающий, что привлеченные ими изыскательские, проектные и строительные компании являются членами саморегулируемой организации. А уже СРО должны будут следить за тем, чтобы их члены имели соответствующую квалификацию и материальную базу. Таким образом, государственный контроль за отраслью частично заменяется самоконтролем. Впрочем, есть опасение, что "вакуум" заполнят региональные власти, которые постараются подмять под себя СРО строителей и проектировщиков.
ВИДИМОСТЬ ЗАЩИТЫ
Один из главных аргументов сторонников либерализации строительного рынка: государственные лицензии ничего не гарантировали и ни от чего не защищали. На телефон горячей линии по вопросам качества при московском градостроительном департаменте ежегодно поступает около 1000 звонков с жалобами на качество строительства: расходятся швы между плитами, плохо смонтированы оконные рамы, в стенах образуются трещины.
А обманутые дольщики? Гослицензии действительно не спасли от многочисленных скандалов: вместо новых квартир народ "въезжал" в палатки на городских площадях. В 2005-2006 годах жалобы обманутых дольщиков шли потоком, появилось более 60 тыс. семей, оставшихся и без денег, и без жилья. В ближайшие годы из-за финансового кризиса, в результате которого было заморожено около 90% строек, эксперты прогнозируют новую волну конфликтов.
Готовы ли СРО гарантировать, что теперь всё и всегда будет по-честному и что не будет обваливаться грунт, рушиться кровли и перекрытия?
Собственно говоря, закон, который должен похоронить строительные лицензии, а вместе с ними и государственное регулирование отрасли, был принят еще в декабре 2007 года, однако его введение откладывалось. Нельзя сказать, что было противодействие со стороны строителей, они просто не верили в скорые перемены и потому в СРО объединяться не спешили. А вот кто действительно отнесся к новшеству без энтузиазма, так это чиновники Федерального лицензионного центра, который должен теперь прекратить свое существование. Однако на введении новой системы настояло правительство. Последнюю точку поставил вице-премьер Дмитрий Козак. "Дата 1 января 2010 года - окончательная и бесповоротная. Возврата к лицензиям не будет", - заявил он недавно.
КРУГОВАЯ ПОРУКА
Принцип, заложенный в ос-нову деятельности СРО, - круговая порука. Если вы допускаете в свои ряды мошенников или некомпетентных людей, то за нанесенный ими ущерб сами будете расплачиваться. В соответствии с законодательством минимальное число членов для СРО инженеров-изыскателей и проектировщиков - 50 организаций, для строителей - 100. Взносы состоят из трех частей. Во-первых, это вступительный взнос, размер которого каждая организация устанавливает по собственному усмотрению, сейчас он составляет от 50 до 100 тыс. рублей. Кроме того, есть обязательная ежемесячная плата, она сравнительно невелика - от 5 до 10 тыс. рублей. Вступительные и ежемесячные взносы идут на обеспечение работы СРО - зарплату сотрудников, подготовку документов и так далее (для сравнения: получение строительной лицензии в Федеральном лицензионном центре при Минрегионе с помощью посредника, подготавливавшего все необходимые документы, обходилось примерно в 60 тыс. рублей плюс госпошлина - 1300 рублей). Наконец, главный взнос - на случай возмещения ущерба третьим лицам. Инженеры-изыскатели и проектировщики должны заплатить в компенсационный фонд СРО 150 тыс. рублей, а строители - 300 тыс. рублей. Получается, что компенсационный фонд строительных СРО должен составлять не менее 30 млн рублей. Много это или мало, пока сказать трудно. Ответ на этот вопрос должна дать практика. Кроме того, ответственность перед третьими лицами еще и страхуется - страховой взнос установлен не менее чем в 30 тыс. рублей на каждого участника.
"Целью введения саморегулирования является не какое-то абстрактное наведение порядка в строительном бизнесе, а прежде всего повышение качества строительства", - говорят в Минрегионразвития.
"Лицензии никто особо не проверял, - рассказывает президент финансово-строительной корпорации "Лидер" Владимир Воронин. - Чтобы лицензию получить, можно было на время взять на работу главного инженера и других профильных специалистов, а потом всех уволить". В результате иногда тендеры выигрывали компании, где на самом деле работали лишь директор и секретарша. Понятно, что построить что-либо качественное, а порой и вообще построить что-либо такие компании не могли.
По общему мнению игроков строительной отрасли, введение саморегулирования действительно поможет очистить рынок от компаний-однодневок. Каждый член СРО будет отвечать рублем за ошибки своего коллеги. Ведь согласно закону, если СРО пришлось возместить вред, причиненный ее участником, не только сам виновник, но и все другие члены организации в течение двух месяцев со дня "расплаты" должны возместить потери компенсационного фонда.
"Каждая СРО выдвигает собственные требования к подбору членов и выдаче свидетельств о допуске к работам, поэтому вступление в СРО - трудоемкий процесс для каждой компании, сопряженный со сбором большого количества документации и подготовкой кадрового состава организации", - рассказывает начальник отдела корпоративных отношений ГК "Мортон" (входит в объединение "Мособлпрофпроект") Михаил Матвеев. Другими словами, всех без разбора в "нормальные" СРО принимать не будут.
В то же время здесь таятся определенные опасности. Во-первых, возможность бюрократизации уже на уровне СРО. Во-вторых, захват власти в организациях крупными компаниями и ограничение доступа в них средних и малых фирм и, как следствие, монополизация региональных рынков.
В Федеральном лицензионном центре сейчас от комментариев отказываются, переадресовывая в Минрегионразвития. Но на сайте центра размещен аудиоролик, в котором глава этого органа Алексей Крупкин сожалеет об отмене лицензий: "По крайней мере, при лицензировании был один большой плюс - можно было посмотреть историю организации, на худой конец обратиться в правоохранительные органы, чтобы они посмотрели, как эта фирма платила налоги, однодневка она или нет". На это строители возражают, говоря, что они лучше других разберутся в намерениях и профессиональных возможностях компании. К тому же государство оставляет за собой функцию контроля самих саморегулируемых организаций - Ростехнадзор будет их регистрировать и проверять два раза в год.
ДЬЯВОЛ В ДЕТАЛЯХ
В целом с идеей самоорганизации и взаимной ответственности ситуация более или менее понятна, игроки рынка готовы взять на себя ответственность, в том числе материальную. Однако они считают, что в нынешнем законодательстве много пробелов, не ликвидировав которые нельзя гарантировать надежность строительства. Например, в существующем на сегодня списке 35 видов работ, на которые необходимо получать допуск, отсутствует территориальное планирование. Получается, генплан района, да и целого города, может разработать кто угодно. Нет там и обязательного допуска на строительство аттракционов. Между тем все хорошо помнят аварию годовой давности на ВВЦ, когда несколько часов подряд людей снимали с "Колеса обозрения".
И это не все. Нормативными актами не учтены допуски для таких участников рынка, как генподрядчики, генпроектировщики и технические заказчики. Ведь раньше они получали лицензии и могли участвовать в тендере на возведение объекта. "Мы сейчас решаем, включать такие компании и виды работ в перечень или нет. Пока же они могут принимать участие в процессе строительства без допусков", - говорит помощник министра регионального развития РФ Александр Лощенко. Это значит, что может возникнуть следующая ситуация: если генподрядная организация захочет участвовать в тендере, ей придется предоставить тендерному комитету допуски на все виды работ, на которые она раньше просто нанимала субподрядчиков. Например, на укладку асфальта или установку розеток. А для того, чтобы такие допуски получить, придется нанять в штат соответствующих специалистов. Некоторые компании, устоявшие в кризис, уже сейчас рассматривают возможность увеличения штата сотрудников. Но при этом с рынка могут уйти вполне добросовестные малые и средние предприниматели, которые раньше как раз и занимались субподрядными работами.
Опасность такого развития событий признает и вице-президент Российского союза строителей Анвар Шамузафаров. "Системные проблемы введения саморегулирования связаны с тем, что основой для создания саморегулируемых организаций могут стать крупные предприятия-монополисты, а также предприятия, представляющие интересы региональной элиты. А это может привести к выдавливанию предприятий малого и среднего бизнеса с легального рынка строительных услуг, что приведет к росту безработицы", - предостерегает он.
МЕСТНЫЙ НАРКОЗ
Но главная проблема, по мнению многих экспертов, в другом. Законы и подзаконные акты можно будет довести до ума, но вот справиться с самоуправством местных властей будет гораздо труднее. Анвар Шамузафаров говорит о возможности "сепаратизации строительного рынка по территориальному и национальному принципу, недопущения "чужаков" на "свои" территории, что может привести к разрушению единого строительного рынка страны".
Сейчас, в момент, когда демонтируется старая система, а новая еще не заработала, местные власти, многие годы контролировавшие строительный бизнес, начали вести борьбу за удержание сфер влияния. По закону, допуск на площадку, полученный в любом российском регионе, действует на всей территории России. Однако в законе изначально заложен региональный принцип создания саморегулируемых организаций. Это привело к тому, что сейчас в различных регионах СРО создаются под контролем властных структур. И местные начальники прямо (хотя и неофициально) говорят: кто не вступит в нашу организацию, работу в регионе не получит. Оно и понятно - с подконтрольной организации гораздо проще получить "премию" за выигранный тендер. "В регионах просто начался загон строителей в одно стадо. В Сибири, например, есть такие случаи, когда папа - министр, а сын - директор СРО", - рассказывает президент Межрегиональной некоммерческой организации строителей "Сибирь" Владимир Островский. По его словам, после того как он вступил в конфликт с местными властями, отказался от членства в подконтрольной чиновникам организации и создал собственное межрегиональное объединение строителей, куда вошли представители всех 12 сибирских субъектов, в его родном Красноярске работы ему не видать. Так, во всяком случае, заявил Островскому один из чиновников, отвечающий за строительство в этом регионе.
Доходит до того, что чиновники конкурируют между собой в пределах администрации одного города. Например, Владимир Воронин столкнулся с этим в Москве: "Создается такая ситуация: например, департамент коммунального хозяйства говорит, что будет допускать на свои тендеры только те компании, которые вступили в СРО, контролируемые этим департаментом. Мотивируется это просто: своему СРО мы верим, а другим - нет. Другие департаменты, например департамент городского заказа капитального строительства, поступают точно так же. И вот получается, что я, как многопрофильная компания, для того чтобы иметь возможность получать заказы, вынужден буду вступать своими дочерними организациями во все СРО".
Все понимают, что подобные ситуации - это нарушение закона, но портить отношения с местными администрациями не хотят. Ведь от них зависит, получишь ты контракт на строительство или нет. И нет оснований рассчитывать, что ситуация изменится с нового года, когда заработает новая система. У тендерной комиссии всегда найдутся законные объяснения, почему тот или иной участок земли отдан под застройку не вам, а другому претенденту. Если даже вы покупаете участок на вторичном рынке, барьеры могут возникнуть на всех этапах: от перевода земли из одной категории в другую, утверждения проекта застройки в мэрии до подключения к коммуникациям, не говоря уже о бесконечных проверках в процессе строительных работ. Строители намерены отвоевывать свой, как они говорят, глоток свободы - и за счет усиленных членством в СРО лоббистских возможностей, и при помощи антимонопольной службы, которой, очевидно, стоит приготовиться к валу исков. Но может получиться так, что рынок недвижимости, и без того замерший в самый тяжелый кризисный период, не начнет возрождаться и в следующем году. Пока его участники будут выяснять отношения с властями.
РАСЧЕТЫ ПОКАЗАЛИ...
СТАТИСТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
В России на текущий момент выдано порядка 260 тыс. лицензий на осуществление деятельности, влияющей на безопасность капитального строительства. При этом на середину октября в общей сложности создана 81 СРО: 44 - организации строителей, 33 - проектировщиков, 4 - изыскателей. Эти организации объединили в целом порядка 7-8 тыс. компаний из 260 тыс. До конца года ожидается, что общее количество СРО составит чуть более 100. По мнению чиновников Минрегиона и самих участников рынка, эти цифры говорят, с одной стороны, о количестве "фиктивных" лицензий, полученных ранее, а с другой - о реальном количестве активных игроков строительного рынка, серьезно пострадавшего от кризиса.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
ЕДИНОЙ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА В МИРЕ НЕТ. Государственное лицензирование практикуется в США, Японии, Австралии, Китае.
В США принята многоуровневая система лицензирования. Она ориентирована не на разовую выдачу лицензий, как было в России, а на постоянный контроль за деятельностью строительной компании. Кроме того, в США строительной компании необходимо ежегодно вносить определенную сумму в бюджет, как подтверждение успешности работы.
В Китае взято за основу российское законодательство о лицензировании в строительстве, но с более жесткими требованиями к добросовестности игроков. Там в случае аннулирования лицензии строительная организация навсегда лишается права заниматься строительной деятельностью. В Австралии строителей не только лицензируют, но и заставляют сдавать экзамены по три-четыре раза в год. Даже плотник, не сдавший экзамен, автоматически теряет лицензию.
В Германии, Турции, Нидерландах лицензирования нет. Вместо этого требуется выполнение следующих условий: подтверждение квалификации физических лиц и регулярное ее повышение; наличие безаварийной истории строительной организации и стажа для физических лиц; экспертиза сложных объектов и согласование их в различных инстанциях; получение разрешения на строительство в местных органах власти и строительный контроль за производством работ.