22.12.2009

Почему строители с грустью расстаются с лицензиями

До прекращения действия строительных лицензий остаются считанные дни. С 1 января на смену государственному лицензированию приходят отраслевые саморегулируемые организации (СРО). Однако к бою часов получить заветный статус успеют немногие. При этом государство на время лишает себя рычагов технического регулирования, поскольку необходимые техрегламенты в строительной сфере пока так и не созданы (за исключением противопожарного). Не приведет ли эта ситуация к правовому вакууму? И как строителям, проектировщикам и изыскателям в срочном порядке получить допуск к собственной профессии? Смогут ли компании, имеющие лицензии до 2013 года, добиться в суде их продления? Сегодня, увы, вопросов больше, чем ответов. Точно известно лишь одно: лицензирование отменено окончательно и бесповоротно.

3, 2, 1, продано!

Чтобы понять остроту проблемы СРО, достаточно ввести эти три буквы в строке поиска в Интернете. Первые строчки списка выкуплены многочисленными коммерческими структурами, которые предлагают по сходной цене членство в неких загадочных организациях, которые якобы вот-вот получат статус саморегулируемых. На таких сайтах на самом видном месте - счетчик с обратным отсчетом: «До окончания действия вашей лицензии осталось… дней». Прайс-лист примерно таков: вступительный взнос 70 тыс. руб. (но можно дешевле, если позвоните сегодня), взнос в компенсационный фонд 300 тыс. руб., членский взнос 70 тыс. в год, страховые платежи 10 тыс. руб., аттестация сотрудников 6-10 тыс. руб. за человека и т.д. Причем не факт, что коммерсанты не исчезнут под бой курантов вместе со своими сайтами и вашими деньгами. А для малых предприятий в период кризиса такая «услуга» и вовсе означает предложение заняться другим видом бизнеса.

Саморегулирование - это одна из альтернатив государственному регулированию. Сама идея, как и многие законодательные инновации, была заимствована с Запада. Но в итоге она настолько трансформировалась, что профессиональные объединения, годами продвигавшие эту концепцию, теперь резко критикуют принятый закон. На Западе создание СРО было длительным эволюционным процессом. Лишь после того как профессиональные объединения смогли доказать, что их стандарты более эффективны, чем государственное регулирование, они начали добиваться передачи им полномочий по регулированию своей деятельности.

Не менее важное отличие в том, что на Западе СРО объединяют индивидуальных членов, а не компании. Это не позволяет мошенникам переходить из одной компании в другую или открывать новые фирмы для проведения мошеннических схем (как это сейчас, например, происходит в страховом бизнесе). А для самих компаний индивидуальное членство не создает дополнительную финансовую нагрузку. Схема СРО хорошо подходит для риелторов, страховщиков, арбитражных управляющих, архитекторов и многих других профессий. Но строительная сфера, считают некоторые эксперты - далеко не лучший плацдарм для СРО. Во всяком случае, на Западе строительные лицензии никто не отменяет.

Закон наступил, как всегда, неожиданно

Тем не менее, Россия вновь пошла «иным путем». Ситуация действительно драматичная. Надежды на то, что строгость закона будет по традиции компенсирована необязательностью его исполнения, развеялись, когда Госдума и Совет Федерации в середине ноября приняли закон о введении в действие Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым с 1 января 2010 года без допуска, полученного от СРО, будет невозможно заниматься строительной деятельностью. А с 2011 года вводится также требование обязательного страхования ответственности.

Федеральные власти сегодня находятся в некоторой растерянности. Предполагалось, что источниками регулирования стандартов СРО будут технические регламенты. Однако, как заявил недавно Президент РФ Дмитрий Медведев, реализация закона о техническом регулировании была провалена. Не исключено, что этот закон будет отменен, а Ростехнадзор реформирован (президент высказался несколько жестче).

По сути, критика президентом хода реформы технического регулирования лишь подтвердила справедливость слов мэра Москвы Юрия Лужкова который не раз предлагал продлить переходный период при введении в действие закона о техническом регулировании.

Что касается перехода к саморегулированию, то в этом вопросе сегодня никто уже не говорит о продлении сроков. Дело в том, что действие лицензий продлевали уже три года, но за это время система СРО так и не сформировалась из-за отсутствия инициативы со стороны бизнеса. Сами попытки насаждения сверху саморегулирования выглядят столь же странно, как стремление «организовать» гражданское общество. Но строителям сейчас не до идеологических нюансов, они пытаются найти вопрос на извечный российский вопрос: что делать?

Не отменять, а дорабатывать

Московские власти немало сделали для того, чтобы переход от лицензирования к саморегулированию прошел для столичных компаний без особых проблем. По словам первого заместителя мэра в правительстве Москвы Владимира Ресина, главная задача состоит в том, чтобы сохранить целостность и управляемость строительного комплекса. В апреле 2009 г. по инициативе Юрия Лужкова правительство Москвы подписало соглашение с Ростехнадзором о создании координационного совета по вопросам саморегулирования.

Несмотря на то, что лицензирование будет отменено с января 2010 года, сам закон о саморегулируемых организациях можно и нужно дорабатывать, считают эксперты. Например, по мнению В. Ресина, необходимо учесть интересы и финансовые возможности малых подрядных организаций, а также предусмотреть ответственность не только строителей, но и проектировщиков за безопасность строительной продукции. Заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Валерий Панов признал, что в период кризиса малым предприятиям крайне сложно единовременно внести 1 миллион рублей.

Александр Левченко, руководитель департамента дорожно-мостового инженерного строительства Москвы, обращает внимание на то, что в законе недостаточно внимания уделено страхованию ответственности, а основным механизмом защиты потребителя считается формирование компенсационного фонда. Между тем единовременный взнос в такой фонд слишком обременителен для многих компаний. Кроме того, страхование позволяет индивидуально оценивать риски, в том числе учитывая страховую историю конкретной компании, которая напрямую связана с ее добросовестностью и профессионализмом.

В списках не значатся

Но одна из главных проблем - создание самих СРО и получение ими официального статуса. Первая СРО в сфере строительства официально зарегистрирована в Москве только в апреле 2009 года. В правовом департаменте Ассоциации строителей России считают, что этот процесс идет очень медленно и тяжело. Такие нерешенные вопросы, как создания комплексных СРО и определение порядка формирования компенсационного фонда, в частности, будут ли эти расходы компаний отнесены на прибыль. Нюансов здесь очень много. Например, если создавать комплексные СРО, куда могут входить изыскатели, проектировщики и строители, возникает двусмысленная ситуация с определением ответственности. Если же не создавать, то непонятно, куда вступать вертикально интегрированным строительным холдингам, имеющим все эти направления в своей структуре. Что касается размера компенсационного фонда, то, если его снизят, проиграют те, кто вступил первыми.

В Ассоциации строителей России считают, что необходимо срочно формировать массив документов, регламентирующих деятельность «артелей». Сложность в том, что СРО совмещают функции дисциплинарного органа и органа по контролю соблюдения стандартов. Без четко прописанного регламента не избежать конфликтных ситуаций. Звучат опасения по поводу демократичности спешно создаваемых некоммерческих партнерств, которые будут, по сути, осуществлять допуск к профессии, и по поводу прозрачности их бухгалтерии.

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов говорит, что рынок надо сначала построить, а потом он сможет сам себя регулировать. В то же время, он убежден, что прежняя система себя изжила. Количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, в последние годы увеличилось со 120 до 2000. Лицензии раздавались бесконтрольно - по сути, это стало способом пополнения бюджета.

Большинство профессионалов рынка и независимых экспертов полагают, что отмена лицензирования - прогрессивная мера, но опасаются сложностей начального периода при переходе к СРО. Президент Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Леонид Говоров считает, что разработка стандартов профессиональной деятельности - это императив рынка, поскольку при этом создаются условия квалифицированного отбора конкурирующих компаний. Тем не менее, участников рынка сейчас волнуют более прозаичные вопросы: куда «записаться» и где взять на это денег. Но обратный отсчет не остановить. Возможно, что некоторые строители за новогодним столом с грустью вспомнят уходящие в небытие лицензии - такие простые и понятные.

На начало декабря уходящего года в Москве сформировано 24 саморегулируемых организаций (СРО), осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства, столько же организаций, занимающихся строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом и четыре СРО, выполняющих инженерные изыскания объектов капитального строительства.

Источник: Московская перспектива

Вступить в СРО