25.03.2010
Первые шаги саморегулирования в области промышленной безопасности
Принятие Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», позволило приступить к созданию полноценных схем саморегулирования в различных сферах и областях деятельности, в том числе и в области обеспечения безопасности промышленных предприятий и опасных производственных объектов.
Основная цель введения саморегулирования в отраслях российской экономики состоит в проведении разграничения между государственным регулированием и регулированием со стороны предпринимательских объединений, создании условий для формирования таких объединений, которые смогли бы реально создавать эффективные механизмы финансовой и правовой ответственности перед потребителем.
В действительности это означает, что внедрение института саморегулирования создает равноправного субъекта управления, участвующего в подготовке и принятии решений, регулирующих собственную предпринимательскую деятельность, но при этом и принимающего на себя дополнительную ответственность перед потребителями производимых товаров и услуг.
Содержание деятельности саморегулируемых организаций (СРО) направлено на регулирование собственной деятельности самими участниками рынка через разработку и введение профессиональных требований, стандартов и правил, создание механизмов дополнительной коллективной ответственности перед потребителями.
Таким образом, очевидные преимущества института саморегулирования связаны с тем, что:
• стандарты и правила саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся условиям;
• участники рынка (члены СРО) имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов, в том числе путем представительства в руководящих органах организаций саморегулирования;
• наличие органов контроля деятельности членов СРО создает действенные механизмы профессионального воздействия и применения к членам СРО административных и экономических санкций;
• формируемые в СРО механизмы разрешения споров между потребителями и производителями товаров и услуг обычно дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство. Процедуры разрешения споров лучше адаптированы к условиям конкретной сферы деятельности и особенностям взаимоотношений между участниками рынка, чем стандартные судебные процедуры.
Важнейшей составляющей внедрения СРО в области промышленной безопасности является устранение избыточного государственного регулирования. В данном случае речь идет о таких функциях, как лицензирование деятельности по экспертизе промышленной безопасности и выдаче разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах.
Альтернативой данным жестким, неэффективным и коррупционноёмким государственным функциям может стать механизм выдачи членам саморегулируемых организаций свидетельств о допуске к выполнению соответствующих работ и услуг.